Цесаревич сдан в архив

Останки членов семьи Николая II до сих пор не могут похоронить

17 июля минует ровно 93 года со времени расстрела царя Николая II и его близких. Однако и по прошествии стольких лет эта история еще далека от своего завершения. В канун печальной годовщины “МК” узнал, что останки, которые следствие идентифицировало как принадлежащие детям последнего русского императора — наследнику-цесаревичу Алексею и великой княжне Марии, — переданы недавно на хранение… в архив. Между тем по делу о гибели царской семьи до сих пор не прекращаются судебные тяжбы.

Останки членов семьи Николая II до сих пор не могут похоронить
Цесаревич Алексей.

В 2007 г. на Старой Коптяковской дороге под Екатеринбургом были найдены фрагменты костей и зубы двух человек. По результатам проведенных экспертиз следствие пришло к предварительному выводу, что обнаружены сын и дочь Николая II — Алексей и Мария. Все это время останки находились “на балансе” следственных органов, однако, по нашей информации, несколько дней назад их “прописка” изменилась. Об этом корреспондент “МК” услышал от директора канцелярии Российского императорского дома Александра Закатова:

— Говорить о случившемся могу лишь с чужих слов: нас, представителей Дома Романовых, на эту церемонию не пригласили и даже не известили о таком событии. При передаче останков присутствовали всего несколько человек. Среди приглашенных был и иеромонах Никон (Левачев-Белавенец) — духовник Всероссийского общественного движения “За Веру и Отечество”, который имеет право прямого доклада главе Российского императорского дома великой княгине Марии Владимировне. Он и рассказал мне, что эти останки переданы в Государственный архив Российской Федерации.

“МК” связался по телефону с директором ГАРФ Сергеем Мироненко. Он отказался как-либо комментировать эту информацию, однако на прямой вопрос: “Значит, останков царских детей в Госархиве РФ нет? “— ответил: “Я вам этого не говорил”.

Великая княжна Мария.

— Думаю, что это временное место хранения, — пояснил между тем Александр Закатов. — А причины принятия подобного решения… Могу лишь предположить, что это инициатива тех, кто проводил следствие. Но любые останки умерших должны быть переданы Церкви, чтобы ее служители предали их погребению и регулярно совершали богослужения над могилой. Конечно, следует похоронить и последних двух екатеринбургских страдальцев. Пусть это будет какое-то временное захоронение, а службы на нем станут совершаться даже без упоминаний конкретных имен. Следствие же должно быть продолжено, а для обеспечения всех необходимых экспертиз частицы останков нужно оставить в лабораториях, чтобы с ними работали ученые. После того как удастся наконец безоговорочно доказать, что это действительно дети последнего русского царя, — тогда и придет пора устраивать торжественную церемонию погребения в усыпальнице в Петропавловской крепости.

Гораздо прозрачнее оказалась ситуация с судебными коллизиями вокруг “императорского дела”.

— Для главы Российского императорского дома великой княгини Марии Владимировны в настоящее время закрыт доступ к российскому государственному правосудию, — с такого резкого заявления начал разговор адвокат Дома Романовых Герман Лукьянов. — Эпопея, касающаяся расследования гибели царской семьи, длится с начала 1990-х. С момента подачи в суд в 2006 г. заявления о признании незаконным решения об отказе в реабилитации императора Николая и его семьи Мария Владимировна практически непрерывно пребывает в состоянии судебных разбирательств, отстаивая свои права — знать правду о гибели самодержца и его близких, защищать доброе имя и достоинство династии.

Вот самые свежие сведения с “императорского фронта”: 6 июля Лукьянов от имени великой княгини направил председателю Басманного районного суда Москвы жалобу по поводу того, что ей не дают возможности ознакомиться с постановлением Следственного комитета РФ о прекращении уголовного дела по факту гибели царской семьи.

— Постановление, о котором идет речь, появилось 14 января 2011 г., — рассказывает Лукьянов. — На 800 страницах рассказывается о позиции Генпрокуратуры, Следственного комитета относительно подлинности “екатеринбургских останков”, относительно всех выявленных обстоятельств казни царской семьи…

На отдыхе. Николай II с сыном и дочерьми.

— Неужели вы надеетесь обнаружить там какие-то до сих пор не известные факты?

— Это, конечно, явное преувеличение. Тем не менее документ все-таки важнейший для всех представителей Императорского дома. Между тем великой княгине была передана лишь краткая выписка из него. Но даже в этих “выжимках” можно обнаружить явные нестыковки, дающие повод для обжалования данного постановления. Так, например, там написано, что следствие сделало вывод о том, что великий князь Михаил Александрович был лишен жизни уголовниками. Получается, что чекисты убили брата царя по собственной инициативе — из личной, так сказать, неприязни и корыстных побуждений. Но еще в 1998 г. было оформлено государственными органами России свидетельство о смерти Михаила Александровича Романова, где в графе “причина смерти” написано: “расстрел”. А ведь расстрел в годы советской власти был высшей мерой социальной защиты пролетарского государства. И это лишь один пример такой, мягко говоря, некорректной оценки тех трагических событий.

Конечно, Марии Владимировне очень важно ознакомиться со всем текстом постановления, а ей в этом отказано. Вот потому мы и подали жалобу в суд. Однако она до сих пор не рассмотрена.

* * *

Возникает ощущение некоего вопиющего абсурда.

Следствие официально прекращено, и по результатам его утверждается, что “екатеринбургские останки” “образца 2007 года” принадлежат детям Николая II Алексею и Марии. Значит, их надо похоронить. Кто же востребует прах? Родственники? Однако глава Дома Романовых официально не получала от следствия итоговой информации, касающейся идентификации останков, и пока не считает их “своими”. Церковные “инстанции” все эти годы не скрывают своего скепсиса по поводу результатов расследования, и потому ждать участия РПЦ в организации новых “царских похорон” вряд ли можно. Для захоронения в усыпальнице в приделе Петропавловского собора в Петербурге нужны какие-то инициативы от “верховной власти” России, но о них пока ничего не слышно. Получается, что хранившийся несколько лет у следователя в сейфе прах превратился теперь из “вещдока” в “невостребованные трупы”, а таковые по закону следует коммунальным службам хоронить в одном ряду с бомжами и одинокими стариками.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру