Раньше бы это назвали волюнтаризмом, а теперь массовый и торопливый забег отечественной медицины «в ширину» не назовут никак. Зато в отличие от прошлых времен есть вполне понятное объяснение причин столь пожарных мероприятий: власти опасаются коррупции. Ведь, как показывает практика, любая «модернизация» в нашей стране, которая длится более двух лет, неизбежно заканчивается провалом и скандалом — будь то строительство нового стадиона в Питере или последние военные реформы.
Реформы в медицине начались в 2011 году. Им предшествовал процесс развала большинства учреждений отрасли, который шел с середины 70-х. Каждый, кто посещал наши больницы или поликлиники, не входящие в несколько десятков учреждений «золотого стандарта», знает об этом сам. Терпеть позор государственной медицины дальше не было никакой возможности. И правительство решило дать денег, причем, по вышеуказанным причинам, сразу и много. Медики после стольких лет безденежья не могли поверить своему счастью, их не смутило «масштабов громадье» — в результате они попали в ловушку собственных амбиций. Ведь никому не приходит в голову за неполных два года провести, например, перевооружение армии или переоснащение обрабатывающей промышленности. Но в случае с медициной наверху почему-то решили, что отрасль справится.
В январе 2011 года при министре здравоохранения Т.А.Голиковой была продекларирована программа модернизации здравоохранения субъектов РФ. Долгие 4 месяца ушли на согласование программы с Минздравом (определялись объекты модернизации, перечень оборудования, ориентировочные цены на него). Все медицинское сообщество находилось в большом возбуждении: руководители медучреждений (министры здравоохранения) в то время практически ночевали в Минздраве. Полное согласование было завершено в конце апреля 2011 года. И уже тогда в кулуарах пошли разговоры, что при таком объеме финансирования уложиться в сроки до конца 2012 года не представляется возможным. Но эти голоса никто не услышал — ни Голикова, ни ее окружение.
Больше всего повезло Москве: столичное здравоохранение получило беспрецедентные средства на финансирование программы модернизации. Только из федерального бюджета было выделено 48 млрд рублей, а всего — более 103 млрд руб. Реальные торги с учетом выполнения всех требований Федерального закона №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» начались в 2011 году после майских праздников, а первые контракты были заключены только к середине лета 2011 года. К всеобщей радости, в связи с массовыми оптовыми закупками после первых торгов произошло обрушение цен на рынке «тяжелой техники» — КТ, МРТ, ангиографов, рентгеновского оборудования. По этому поводу состоялась экстренная встреча В.Путина и С.Собянина, на которой было решено высвободившиеся средства в размере нескольких миллиардов рублей направить на дополнительные закупки оборудования. Тогда же премьер сказал, что Москва стала «эталоном эффективного расходования средств». С этого момента объем сэкономленных средств только возрастал и к осени 2012-го составил уже более 13 млрд руб. Сэкономленные средства вновь запускались на торги на то же «тяжелое оборудование». В результате вместо 54 компьютерных томографов (КТ) закупили 108. Вместо 34 магнитно-резонансных томографов (МРТ) — 72; вместо 18 ангиографов — 28; вместо 779 единиц рентгено-диагностического и радиологического оборудования — 795; вместо 4009 единиц оборудования для оснащения отделений неонатологического профиля — 5904 и т.д.
И вот наступил ноябрь 2012-го, впереди последний месяц перед Новым годом — декабрь, все уже должно стоять и работать, а проверяющие из Счетной палаты, УБЭП и прочих контрольно-силовых структур должны оценить готовые объекты и состояние отчетности. Но итоги модернизации подводить явно рано — работа ведь в самом разгаре. Прежнего министра уже нет, и спросить, понимало ли руководство Минздрава, что означает установка «тяжелых» приборов, не у кого. А означает она прежде всего то, что на это потребуется немало времени. Никто наверху не задумывался о том, что для этого необходима длительная подготовительная работа, прежде всего строительная. Что такое установить в медучреждении КТ или МРТ? Это не утюг, который можно просто воткнуть в розетку. Необходимо подготовить помещение, причем под конкретную марку прибора. Далее нужно разыграть конкурс на проектно-сметную документацию, на строительно-монтажные работы. Затем, в случае с МРТ, сделать пролом в стене, чтобы занести прибор внутрь. Затем установить «фирменную» (для каждого прибора свою) «клетку Фарадея». И все этапы работы — через 94-й ФЗ, скрупулезное выполнение которого вовсе не ускоряет процесс.
Теперь одни говорят о том, что не стоило закупать технику большими партиями, чтобы она не застаивалась на складах в ожидании установки. Другие парируют: техника закупалась оптом, и в результате этого удалось снизить цену, ускорить поставку, не потерять на неустойчивости валютного курса, инфляции и т.д. Если бы покупали технику небольшими партиями, с тем чтобы заранее подготовить помещение, то процесс и вовсе растянулся бы на годы, и об экономии при закупке речь бы не шла. К тому же с учетом всех законных процедур сделать проект и подготовить помещение заранее невозможно: никто не знает, чем закончится тендер и какая конкретно модель выиграет. Нельзя даже соорудить защитную «клетку Фарадея» — для каждого прибора она своя. Сами медики не могут ни предполагать, ни располагать. ФАС строго следит за конкуренцией на рынке — в результате не всегда есть возможность закупить тот прибор, который нужен. Медики, например, хотят «GE», а на конкурсе побеждает скрининговый аппарат итальянского производства, потому что его производитель демпингует на 50%. В последнее время поставщики и дилеры научились подгонять характеристики приборов под требования техзадания — характеристики соответствуют их товару только на бумаге. Это делается в расчете на то, что после подписания контракта вернуть технику практически невозможно — только через суд, но работать-то не на чем, и помещение уже подготовлено под «плохой» прибор. Однажды чиновники от медицины закупили ту технику, которую считали хорошей, но ФАС сразу поставила вопрос: на каком основании, почему не закупили дешевле с такими же заявленными характеристиками? По итогам проверки завели уголовное дело.
В результате всех вышеописанных событий сегодня стало ясно: изначально сроки модернизации были рассчитаны неверно. Особенно если говорить о московском здравоохранении с его 850 учреждениями, где параллельно с модернизацией идут еще и процессы реорганизации, реструктуризации и информатизации (компьютеризация рабочих мест, электронная регистратура, установка инфоматов для записи к врачам). В результате Москва получила плохую статистику освоения денежных средств, которая на самом деле является свидетельством… больших успехов столичных медиков в плане модернизации. Дело в том, что федеральные власти оценивают эффективность использования средств по относительным показателям — таким, как процент освоения (кассовый расход), и это вызывает вопросы. Например, в одном не самом маленьком регионе из 1 миллиарда рублей, выделенных на модернизацию, потрачено 700 млн (70%), а в другом из 100 миллиардов потрачено 50 (50%). То есть работы сделано в 70 раз больше, но с учетом оценки по принципу «кассового расхода» этот второй субъект сработал неэффективно?!
В сложившейся ситуации затоваривания убытки несут лишь поставщики. Из-за неготовности помещений они за свои деньги складируют аппараты. Со сложной, высокотехнологичной аппаратурой следует обращаться трепетно, например, некоторым аппаратам для предотвращения поломки нужно обеспечивать непрерывную циркуляцию гелия. Фирмы-поставщики на свои средства поддерживают технику в рабочем состоянии.
Говорят, что в Европе сейчас не осталось монтажников медицинского оборудования — все они стянуты в Россию, в Москву. Ведь пока аппараты не будут установлены и запущены в работу, поставщики не получат деньги. Срок гарантии также отсчитывается с начала эксплуатации.
К хорошему привыкаешь быстро — в 2010 году на всю столицу было 46 КТ и 12 МРТ, что приводило к очередям, взяткам и коррупции. Теперь в Москве будут действовать 154 КТ и 84 МРТ. Рекордные поставки медтехники между тем не решают всех проблем технического отставания в медицинской отрасли, даже в Москве. Например, многие клиники получили по одному КТ, МРТ, в то время как для полного удовлетворения потребностей им требуется 2—3 таких прибора. Поэтому медики сейчас молятся об одном: чтобы реформы не останавливали, не загоняли их в жесткие временные рамки. Тем более что пример неудачного жесткого администрирования налицо: те, кто определял сроки реализации программы модернизации, не обладали достаточными профессиональными знаниями, не учли особенности закупки и установки «тяжелой техники». Все это, безусловно, требует, даже без выделения дополнительных средств, продления сроков окончательной реализации программы модернизации еще минимум на год. Не следует требовать от субъектов невозможного.