Уроки Дохи

Канадский бюджет выделяет на каждого школьника $8 тыс. в год

Награды WISE, ежегодно присуждаемые на одноименном международном саммите в Дохе (Катар), называют Нобелевской премией в области образования. Лауреатом этого года стал Митхан Чаван (Индия), приобщивший к школе сотни тысяч детей. Однако миллионные гранты — не единственное достоинство саммита. Это — ведущая площадка обсуждения мировых трендов образования. А на таком фоне и проблемы собственной страны виднее.

Канадский бюджет выделяет на каждого школьника $8 тыс. в год

— Когда мне было 4 годика, как тебе, я и представить не мог, что можно взять лист бумаги и нарисовать экран и клавиатуру компьютера. Как ты думаешь, почему? — спросил свою дочку британский математик Конрад Вольфрам.

— Наверное, тогда еще не изобрели бумагу, — ответила та.

Эта история, рассказанная на IV Всемирном саммите по инновациям в сфере образования в Дохе, характерна: нечто подобное может припомнить едва ли не каждый взрослый, общающийся с детьми.

Все как у людей

Ключевой темой нынешнего саммита WISE стала «Роль образования в подготовке молодых специалистов к работе». К примеру, европейские вузы, рассказала директор департамента женевской Международной организации профсоюзов Кристина Эванс-Кларк, готовят совсем не те кадры, которых ждет от них работодатель: «Вузовские программы слишком академичны, и работодатель не может найти специалистов с нужными квалификациями. Пора менять программы — вводить курсы предпринимательства и менеджмента».

Правда, признала она затем, копнешь поглубже, и выясняется: «Сплошь и рядом поиски рабсилы затягиваются из-за того, что работодатель не платит достойных зарплат или не имеет необходимой материальной базы. А то и попросту неспособен использовать умения и навыки своих работников». И вот уже выпускников вузов на рынках труда теснят специалисты средней квалификации.

— Высшему образованию не хватает практикоориентированности. Поэтому большая часть вакансий достается не выпускникам вузов, а специалистам, подготовленным системой профобразования. Но вот что важно, — поделился наблюдениями вице-президент одного из отделений компании «Дженерал Электрик» (США) Козема Шипчендлер, — это происходит уже не только в технических, но и в гуманитарных областях. Например, среди бухгалтеров. Такова одна из главных тенденций сегодняшнего дня!

Крайне болезненна и тема финансирования образования. Именно финансы лежат и в основе «финского чуда» в образовании, заявила специалист по проблемам образования из Арабских Эмиратов Мона Муршед: «У финнов спросили, как они добились таких успехов в образовании за последние годы. И те ответили: «Мы реально оценили своих учителей. Поэтому в наших школах работают лучшие профессионалы». Увы! Похвастаться тем же могут далеко не все, констатировали коллеги. Но «самое печальное — это учителя, которые работают в плохих условиях и от которых при этом ожидают чудес». Знакомо, не так ли?

Андрей Фурсенко: российская система образования провалена не полностью

— Проблемы России в области образования те же, что в других странах мира, — заявил в эксклюзивном интервью «МК» в кулуарах саммита приглашенный для участия в нем в качестве эксперта бывший министр образования и науки, а ныне помощник Президента России Андрей Фурсенко. — Главная — недостаточно эффективная работа системы образования по подготовке людей, востребованных обществом и экономикой.

При этом ситуация с российским образованием отнюдь не так плоха, как утверждают оппоненты, подчеркнул он:

— WISE интересен открытыми кулуарными обсуждениями мировых трендов и подходов. А они подтверждают: будь система образования в России полностью провалена, зарубежные партнеры потеряли бы к нам интерес. А он есть, в том числе благодаря сохранению в России своеобразных подходов к образованию. Самое опасное для нас было бы проводить модернизацию по кальке партнеров из Европы или США. Надо брать индикаторы, но смотреть, подходят ли они нашим традициям.

Насколько подходит «нашим традициям» такое новшество, как, скажем, ЕГЭ, узаконенный как раз во времена его министерства, госчиновник не уточнил. Но выразил уверенность, что идея себя полностью оправдала, а масштабов фальсификации оценок ЕГЭ преувеличивать не стоит:

— Анализ итогов ЕГЭ приводит к выводу, что фальсифицированными являются 7—8 тыс. результатов из 700 тыс.». (Это составляет чуть более 1%. — «МК»). Но только по результатам ЕГЭ школу, а уже тем более регион оценивать нельзя! Более того, в случае региона это может негативно сказаться на достоверности результатов.

В целом положительно оценил Андрей Фурсенко и кампанию слияния российских вузов. Стоит лишь, по его словам, скорректировать процедуру и, особенно, критерии эффективности вузов:

— Минобрнауки взяло на себя тяжелую задачу попытаться решить проблемы нашего высшего образования. Но в перечень критериев эффективности вуза, как мне кажется, попали не все важнейшие параметры. Например, степень востребованности выпускников. Да и проходной балл ЕГЭ в творческих и технических вузах не в полной мере сопоставим с проходным баллом в гуманитарных. Мне кажется, начинать надо было с обсуждения критериев, не жалея на это ни времени, ни нервов. И лишь достигнув общественного понимания, открыто давать список вузов с цифрами, показывающими, где критерии совпадают, а где нет. Желание ускорить процесс вступило в некоторое противоречие с необходимостью самого процесса. Понятно, что тема слияния вузов очень чувствительна для студентов, родителей и преподавателей. Но напомню: вузы созданы не для трудоустройства преподавателей, а для обучения студентов.

Даже с господдержкой науки, по его словам, дело у нас обстоит неплохо:

— По вложениям государства в науку Россия входит в топ-пятерку стран мира. Просто соотношение между государственными и негосударственными средствами у нас таково, что 70% финансирования приходится на госбюджет. Кстати, утверждения, что в отечественной науке не осталось представителей среднего поколения, не соответствуют действительности. Доля ученых возрастной группы от 30 до 50 лет за последние 5 лет не уменьшается: около трети ученых.

«Место российского образования — между Азией и Африкой»

Оценив увиденное и услышанное, председатель Российской ассоциации креативных учителей, директор частной московской школы Владимир Сорокин пришел к выводу: «Уровень российского образования находится где-то в середине. Но, увы, уже не между Азией и Европой, а между Азией и Африкой. Третий мир нас быстро догоняет, а азиатские «молодые тигры» уже обогнали. И это не радует».

Не радует и второй урок саммита, сказал он «МК»:

— Развернувшиеся на саммите дискуссии подтверждают: кризис учительства наблюдается не только у нас, но во всем мире. Другая беда заключается в том, что учителя отвыкают думать — сегодня для них все заменяет методичка. Однако в России дело обстоит намного хуже. У нас учителей либо не хватает, либо они непрофессиональны. А те, что есть, как были, так и остаются в угнетенном положении (исключение составляет разве что Москва).

Рассчитывать на финансовую «помощь» нашей стране, понятно, не стоит. Между тем в Канаде, рассказал «МК» министр образования провинции Британская Колумбия Аллен Родерик, «финансирование образования является приоритетом. Больше, чем на него, бюджетных средств отпускается только на здравоохранение. К примеру, из бюджета нашей провинции на образование идет 20%. В итоге в среднем на каждого школьника в год из бюджета приходится порядка $8 тыс.».

Конечно, важны не сами деньги, а то, что с их помощью можно сделать, оговорился он.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру