Новый год как подвиг

В азиатских республиках бывшего СССР его встреча порой требует мужества

В постсоветских азиатских республиках каждый Новый год — как праздник. В смысле, никто не знает, будут ли его отмечать в следующем году или многолетняя традиция прервется. Ежегодно уже в начале декабря начинают расползаться слухи одни страшнее других: запретят елки, Дед Морозов и Снегурочек, бой курантов. Надо сказать, что распространению панических настроений способствуют некоторые решения местных властей.

В азиатских республиках бывшего СССР его встреча порой требует мужества

Например, узбекские интернет-СМИ в начале декабря сообщали: местным телеканалам не дано указание не показывать в эфире новогодние праздничные программы с участием персонажей из русских сказок — Деда Мороза, Снегурочки и почему-то Бабы-яги. Потом тревожные сообщения стали поступать из театров. Министерство культуры в Узбекистане якобы рекомендовало всем театрам переименовать ведущих персонажей новогодних постановок: Деда Мороза и Снегурочку было предложено назвать Звездным Волшебником и Звездной Феей. То есть даже не на узбекский, а на американский лад. Но потом в дело вмешалась «могучая сила» — дочь президента Гульнара Каримова. Она во всеуслышание заявила, что Новый год — «самый любимый праздник и часть современной культуры узбекского народа. Никто в правительственных кругах запрещать сложившиеся десятилетиями традиции не собирается, и никто не собирается у детей и взрослых отнимать новогоднюю сказку». После чего город Ташкент начали спешно украшать новогодними елками, гирляндами, светодиодными фигурами и праздничными плакатами. Сегодня по своему праздничному убранству столица Узбекистана мало отличается от городов России.

Впрочем, само новогоднее торжество все же пройдет в «усеченном виде». Портал UzMetronom сообщил, что теперь «главы районных администраций (хокимы) Ташкента собрали владельцев столичных кафе и ресторанов и высказали им настоятельное пожелание 31 декабря под любым предлогом закрыть свои увеселительные заведения». «Некоторые владельцы ресторанов попробовали возразить, после чего им намекнули на перспективу отъема лицензии на продажу спиртных напитков», — сообщает портал. В общем, массовых гуляний в новогоднюю ночь не ожидается. Отмечать праздник можно только дома.

В Туркмении в новогоднюю ночь гражданам тоже в основном придется сидеть по домам. В Ашхабаде всего с десяток заведений имеют лицензию хякимлике (городской администрации) на работу в новогоднюю ночь. Все прочие кафе и рестораны в Туркменистане работают только до 23 часов. Попасть в тот самый десяток ресторанов, обладающих эксклюзивным правом на торжество, не так-то просто. Все они находятся под покровительством высокопоставленных чиновников. Соответственно, публика там соберется избранная. Да и цены там кусаются: угощение на одну персону обойдется в среднем в 150 евро. Не каждый в Туркмении имеет такую ежемесячную зарплату.

Зато в предновогодние дни жителям Ашхабада устроили пышные гулянья. Главная елка страны высотой в 37 метров уже зажгла свои огни на площади перед культурно-развлекательным центром «Älem» (Вселенная). Под ней раскинулся сказочный городок, где людей веселят фольклорные и танцевальные коллективы, артисты цирка и театра. По улицам ездят джигиты на ахалтекинских скакунах, зазывая на праздник детвору и взрослых. Кстати, участие в праздничных предновогодних торжествах в Туркмении — дело далеко не добровольное. Всем школам Ашхабада дали разнарядку: обеспечить присутствие учеников на главном празднике у новогодней ели 31 декабря. Кроме того, присутствие на торжествах — елках и новогодних утренниках — обязанность всех госслужащих.

А вот в Таджикистане с новогодними утренниками проблема. Детсады и школы вынуждены были отменять праздники из-за угроз. В этой азиатской стране власти очень даже не против новогодних торжеств. «Споры о целесообразности празднования Нового года как чуждого мусульманам праздника беспочвенны, Таджикистан — светское и демократическое государство. Согласно законодательству Таджикистана, Новый год является официальным праздником страны и отмечен красным днем в календаре», — сообщил противникам праздника мэр Душанбе Махмадсаид Убайдуллоев. Выступать с защитой НГ мэру пришлось после нападок Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), которая уже не первый год выступает против массового празднования Нового года. «Это прежде всего — христианский праздник, и массово отмечать его в государстве, где более 95% составляют мусульмане, нецелесообразно. Пусть, кто хочет, ставит елку дома и отмечает Новый год в кругу семьи», — заявлял член президиума ПИВТ Хикматулло Сайфуллозода.

К слову, даже домашнее празднование Нового года в Таджикистане небезопасно. Все еще помнят, как в начале 2012 года в Душанбе был убит молодой парень, пожелавший поздравить друзей в костюме Деда Мороза. Тем не менее торжественно отмечать встречу Нового года, назло всем исламистам, в Душанбе будут. На главной площади столицы будет установлена новогодняя елка. Здесь же в ночь на 1 января состоится праздничное шоу, а для детей состоится новогоднее представление в здании столичного цирка.

Сюжет:

Новый год-2013

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру