«Дорога жизни» может превратиться в питерскую Рублёвку

К 70-летию прорыва Ленинградской блокады 18 января 1943 г.

Посвящённый героической защите блокадного Ленинграда мемориальный комплекс «Дорога жизни» назван так в самом прямом, в самом точном смысле. Во время Великой Отечественной войны это была единственная транспортная магистраль, соединявшая город с Большой землёй. Грузы, в первую очередь продовольствие и медикаменты, доставлялись сначала в Волхов, оттуда в Новую Ладогу, затем водным путём на западный берег Ладожского озера к маяку Осиновец. Работа водителей на этом маршруте была крайне опасной: магистраль день и ночь бомбили немецкая артиллерия и авиация. Тем не менее, ежедневно по «Дороге жизни» перевозилось примерно 6ʼ000 тонн грузов, а общее количество грузов, перевезённых в Ленинград в период блокады, составило свыше полутора миллионов тонн. За это же время из города было эвакуировано около 1 млн 376 тыс. человек. Путь в полсотни километров стал для блокадного Ленинграда не просто дорогой, а пульсирующей артерией, благодаря которой в осаждённом городе сохранилась жизнь.

К 70-летию прорыва Ленинградской блокады 18 января 1943 г.

После войны в память о подвиге непокорённого Ленинграда на «Дороге жизни» установили 7 монументов, 46 памятных столбов вдоль шоссе и 56 столбов вдоль железной дороги. Все эти памятники входят в Зелёный пояс Славы – комплекс мемориальных сооружений на рубежах битвы за Ленинград, созданный в 1965–1968 гг. с целью увековечить славу его героических защитников. «Дорога жизни» стала монументальным ансамблем, в котором отразилась и застыла память о всех, кто жертвовал своей жизнью на этом пути: монумент «Переправа», посвящённый воинам-понтонёрам и памятник-автомашина «Легендарная полуторка», стела «Стальной путь» и памятник «Паровоз», установленные в честь героев-железнодорожников, зенитная пушка у «Разорванного кольца» и монумент «Катюша» – вечный поклон воинам, заслонившим собою Дорогу жизни. Здесь же и память о тех, ради кого были эти жертвы: «Цветок жизни», где стоят каменные стелы-страницы блокадного дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой.

Сегодня памятники «Дороги жизни» переживают не лучшие времена. А точнее сказать – какое-то унылое безвременье. Признанные в 1974 г. объектами культурного наследия эти памятники теперь хоть и находятся в федеральной собственности, однако… никакого реестра на них не существует. Поэтому и государственного финансирования «Дорога жизни» не получает. При этом многие памятники знаменитого мемориального комплекса давно требуют реставрации. Ухаживают за монументами местные жители, волонтеры и представители муниципалитетов – разумеется, на добровольной основе.

Ситуация усугубляется ещё и тем, что «Дорога жизни» формально «раздроблена» и части её принадлежат разным ведомствам, от Минобороны до РЖД. Музей «Дорога жизни» в поселке Кокорево – подразделение Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда. Музей «Дорога жизни» в поселке Осиновец – филиал Центрального военно-морского музея. В прошлом, когда существовало единое государственное финансирование, это разделение не носило определяющего характера. Но сегодня, в пору хаоса бюджетов различного подчинения раздробленность мемориального комплекса стала причиной его кричаще бедственного положения. К тому же, чего греха таить, сами памятники нередко воспринимаются ведомственными владельцами как убыточная обуза, вынужденный балласт, траты на который осуществляются по остаточному принципу.

Вместе с тем теперь территория «Дороги жизни» очень выгодное вложение капиталов для торговцев дорогой загородной недвижимостью и строителей элитных коттеджных посёлков. Сегодня 45-километровая трасса в престижном Всеволожском направлении застраивается стремительными темпами. Через каждый километр висит реклама: продаются дома, земельные участки, таунхаусы. По словам заведующего Народным музеем «Дорога жизни» Игоря Елисеева, почти все бывшие колхозные поля уже распроданы под элитное строительство. Частная собственность уже вплотную подступает к памятникам, окружает их почти блокадным кольцом. «Шикарные коттеджи ра­стут у нас, как грибы после дождичка, – говорит Ирина Соколовская, жительница деревни Романовка. – Мы, местные, стараемся сами ухаживать за памятниками, а новым хозяевам жизни на них наплевать».

10 декабря 2012 г. в канун очередной годовщины прорыва Ленинградской блокады председатель организации «Жители блокадного Ленинграда» Ирина Борисовна Скрипачёва от имени ветеранов-блокадников обратилась к президенту РФ и сообщила, что «Дороге жизни» грозит нашествие застройщиков. Владимир Путин, как водится, пообещал разобраться и привлечь к решению проблемы губернаторов Ленобласти и С-Петербурга.

После того, как блокадница пожаловалась президенту на коттеджную застройку вдоль «Дороги жизни», губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко проинспектировал исторические памятники. Проверять их состояние губернатор отправился в сопровождении глав областных комитетов по культуре и по архитектуре, начальника Департамента культурного наследия, главы Всеволожского района и прочих ответственных лиц. Однако ни областной губернатор, ни ответственные лица не нашли в застройке «Дороги жизни» ничего предосудительного. Более того, высокопоставленная инспекция определила, что коттеджные строения вдоль «Дороги жизни» стоят… на закон­ных основаниях. «Мы каких-то нарушений принципиальных не увидели, – объявил А.Дрозденко, остановившись возле очередного памятника. – Хотя сегодня никто не мешает местной администрации, например, того сельского поселения, на территории которого мы находимся, дать разрешение на то, чтобы построить буквально в ста метрах от этого памятника заправку или коттедж. И когда мы будем, как орган госвласти, это оспаривать, это будет очень сложно. В суде попросят показать документы, охранную зону памятника».

Однако вот парадокс нашего времени: даже правительство Ленобласти «как орган госвласти» не может оформить охранную зону памятника – объекта исторического наследия, символа той самой земли, управление которой как-то попало к нему в руки. Чиновники оправдываются: за «Дорогу жизни» отвечают сразу четыре собственника: С-Петербург, Ленинградская область, Министерство обороны и РЖД. Изменить ситуацию можно, считает губернатор А.Дрозденко, если создать единый музей «Дорога жизни» и передать его одному из собственников. Предположительно, им должна стать Ленинградская область. Впрочем, губернатор намекнул, что не будет соперничать с С-Петербургом, если мемориальный комплекс перейдет в ведение города. Что касается застройки «Дороги жизни», то пообещать, что она будет остановлена, губернатор так и не смог. «Это дорога регионального значения, это экономическая артерия, – заметил А.Дрозденко. – Где еще строить, как не вдоль дороги!»

Начиная с 1990-х гг. у дельцов строительного бизнеса появилось отличная возможность застраивать практически любой участок «Дороги жизни». Закон и сейчас на их стороне. Однако можно не сомневаться, что после за­явления властей Ленинградской области строители и спекулянты недвижимостью ещё больше активизируют­ся, ведь деньги в проектную разработку новых коттеджных посёлков вложены немалые. И не исключено, что место памяти скорби и величия Ленинграда в скором времени превратится в своеобразную питерскую Рублёвку.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру