По исследованиям Всемирной организации здравоохранения, в нашей стране в ДТП ежегодно погибает около тысячи детей, и еще около десяти тысяч получают травмы. Так, в 2011 году на дорогах России погибло 944 ребенка. Из них 541 являлись пассажирами, и больше половины — 290 ребят — были не пристегнуты. По оценкам экспертов ВОЗ, использование специальных детских автокресел могло бы снизить эту цифру на 71%.
На заседании Общественной палаты была озвучена статистика, собранная российским Красным Крестом и социологическим факультетом МГУ. Согласно опросу, лишь у 51,4% москвичей, имеющих детей до 12 лет, в машине были и использовались детские кресла. При этом 96,5% опрошенных знают о необходимости использования автокресел для защиты детей. По мнению руководителя сообщества водителей «Таксист» Ярослава Сербина, во многом доля ответственности за неиспользование защитных средств в автомобилях лежит на родителях:
— Мы часто сталкиваемся с тем, что родители просто не оповещают диспетчера о том, что в машине поедет ребёнок. Некоторые не хотят ждать дольше машину, ведь это спецподача. Другие родители хотят сэкономить деньги. Правда, сумма за подачу машины с детским креслом небольшая, максимум 200 рублей, но некоторые родители стараются сэкономить и на этом. Поэтому мы не согласны с ужесточением штрафов за неправильную перевозку ребенка до 2,5 тысяч рублей. По нашему мнению, такие штрафы должны накладываться на родителей или тех, кто отвечает за ребенка, а не только на водителей. От этого часто страдают таксисты.
Но представители ГИБДД и Минобрнауки к доводам таксистам оказались глухи. Они уверяют, что в США, Германии и других развитых странах ни один водитель-профессионал не повезет ребенка без кресла. Там даже из роддома не отдадут младенца, если за ним приехали без автокресла. И поэтому, как сказал начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД МВД РФ Максим Белугин, «чем жестче меры к водителям, тем меньше травматизма. Безопасность бесплатной не бывает». Сейчас штрафы не сопоставимы с ценой кресла, поэтому многие родители беспечно решают сэкономить на детском здоровье.
С другой стороны, в России на рынке очень мало безопасных детских кресел.
— Более 90% автокресел не соответствуют обязательным требованиям техрегламента детской безопасности, — сказал руководитель НИЦ НАМИ Денис Загарин. – Мы проводили на нашем Дмитровском полигоне тестирование детских кресел по собственной инициативе. 22 из 24 автокресел не прошли испытания. И самое главное проблема, что сейчас в России не осталось ни одной лабораторной базы, имеющей возможность проведения подобных испытаний. Проблема в том, что большинство поставщиков кресел предоставляют нарисованные бумаги и продают контрафактную продукцию. Во всем мире, по статистике, в детских автокреслах гибнет только 3% детей. У нас, к сожалению, эта цифра гораздо выше из-за некачественных и неправильно установленных кресел.