Как спасти ТЭФИ

Крик души телеакадемика

Сегодня к телеэкранам с утра и до поздней ночи припадает практически все население страны, кроме разве что грудничков и ничтожного количества эскапистов. Да и как оторваться от политических проституток, бразильских футболистов, таинственно ушедшего в мир иной Березовского. Миллионные аудитории формирует несравнимо меньшее количество тех, кто делает телевидение, прежде всего его креативную часть.

Крик души телеакадемика

Лучшие и опытнейшие творческие представители телевизионного сообщества объединены в Академию российского телевидения. И вот тут выясняется, что сообщество, работающее для миллионов зрителей, существует как закрытая масонская ложа, под покровом максимальной интимности. Можно еще конкретней: академия объединяет чуть более пятисот академиков, но самые принципиальные решения принимают несколько человек — Совет учредителей. В совет входят директора телекомпаний, включая тех, кому доверено сообщать народу сводки погоды.

Самой популярной акцией академии является ТЭФИ — конкурс и вручение созданных самым известным скульптором Э.Неизвестным призов, вручение которых является всенародным телезрелищем. Как «Оскар» или «Грэмми» в Америке. Состязание побед по статуэткам стало показателем творческой и статусной позиции каналов. Здесь страсти разгораются не меньшие, чем в VIPовских футбольных ложах. И хотя выкриков «судья продажная» на церемонии ТЭФИ не случается, сорвать конкурс неучастием в нем оказывается возможным.

Возникает вопрос: а почему статуэтками «меряются» каналы, а не создатели фильмов и передач? Правильной и необычно важной нормой, которую ввела академия, было предоставление возможности выдвигать фильмы и передачи на ТЭФИ не только каналам-вещателям (лишив их монополии на выдвижение), но и компаниям — производителям продукции. Эту норму трудно переоценить.

События последних дней нацелены на срыв конкурса ТЭФИ этого года по только что упомянутым амбициозным причинам, которые играют самую последнюю роль по сравнению с основными задачами Академии российского телевидения.

Я полагаю, что Совет учредителей не вправе отменить конкурс ТЭФИ нынешнего года. Корпоративная ответственность совета должна превысить ловкие статьи устава академии. Совет не имеет права взять на себя это решение. ТЭФИ нуждается в оценках без оглядок на лейбл вещателя. Но эти вопросы должно решать общее собрание академиков. Я обратил в своем письме коллегам внимание на то, что даже «закон Димы Яковлева» был принят голосами всех членов Государственной думы, а не Советом Думы.

Только анахронизмом можно назвать сегодня норму, в соответствии с которой на конкурс ТЭФИ принимаются лишь те работы, которые были показаны на эфирных телеканалах. Это норма выглядит особенно порочной сегодня, когда вызвавшие общественный резонанс фильмы и программы не попадают на эфирные каналы по субъективным, часто цензурным соображениям.

Мое письмо в академию на эту тему осталось без ответа. Полагаю, что у коллег-академиков тоже есть вопросы, которые требуют нелицеприятного обсуждения на общем собрании академии, от которого учредителям не укрыться за статьями устава, который, конечно, следует изменить, демократизировать. Телевидение — не интимное дело, которое нужно решать за закрытыми дверями.

Владимир СИНЕЛЬНИКОВ,

академик Академии российского телевидения.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру