Как рассказал «МК» высокопоставленный источник в столичной ГИБДД, в феврале на одном из совещаний в мэрии было решено, что городской автоинспекции срочно нужны 60 патрульных мотоциклов. Основанием для решения об их закупке послужила необходимость сотрудников ДПС поскорее прибывать на место происшествия, чтобы сделать безопаснее столичные дороги. Месяц спустя, 19 марта, начальник столичной ГИБДД Александр Ильин отправил главе московского Дептранса Максиму Ликсутову техническое задание на эти мотоциклы: оказалось, дорожным полицейским нужны были исключительно байки BMW-R1200RT или их эквиваленты. Уже на следующий день, 20 марта, Ликсутов отдал распоряжение недавно назначенному главе столичного ГКУ ЦОДД Михаилу Порташникову вплотную заняться вопросом с мотоциклами, и тот не замедлил с ответом. В итоге выяснилось, что стоимость одного «железного коня» от BMW составит примерно 1,28 млн рублей, а сумма всего «заказа» — 76,5 млн рублей. Сейчас транспортники готовятся к объявлению тендера на покупку этой техники, а сотрудники ГИБДД замерли в предвкушении, ожидая получения новых машин.
Казалось бы, в этой истории нет ничего необычного, если не вдаваться в ее подробности. Первое, о чем стоит сказать, — в московской ГИБДД сегодня нет острой необходимости в новой технике. Наш источник в дорожной полиции рассказал, что примерно 1,5 года назад сотрудники ДПС получили ключи от 180 новых автомобилей Ford и 120 мотоциклов BMW. 20 байков были направлены на сопровождение кортежей важных персон в Москве, а остальные машины были переданы в окружные подразделения ГИБДД, по 10 в каждый округ. По слухам, тогда вышел небольшой конфуз — далеко не все стражи дорожного порядка оказались подготовленными к скоростной езде на мотоциклах и стали падать с них с завидным постоянством. Руководство дорожных полицейских, узнав об этом, решило пожалеть своих сотрудников — и дальнейшее приобретение байков для ГИБДД решено было приостановить. Найдутся ли сегодня сотрудники ДПС, готовые рассекать на супермощных мотоциклах BMW, пока неизвестно. А потому встает вопрос — к чему московскому Департаменту транспорта покупать такую крутую технику за огромные деньги, если она даже не будет востребована в дальнейшем? И это лишь первое «но» в истории с подарком от чиновников.
Кроме того, что мотоциклы от Департамента транспорта могут запросто не найти применения на московских дорогах, у них есть еще один существенный минус: сама схема их закупки с точки зрения закона выглядит весьма сомнительно. Если раньше технику для ГИБДД можно было покупать как за счет федеральных средств, так и за счет поступлений из региональных бюджетов, то с принятием закона «О полиции» дорожные полицейские остались исключительно на финансировании из госказны. Но пользоваться деньгами из городского бюджета Москвы в ГИБДД попросту не имеют права. Хуже всего придется исполнителю всей этой схемы — столичному Центру организации дорожного движения и его новому руководителю.
— В сферу деятельности ЦОДД входят контроль за состоянием столичных дорог и организация работы на них различных технических устройств, будь то светофоры или видеокамеры, — комментирует ситуацию адвокат Константин Трапаидзе. — При работе с этой организацией ГИБДД выполняет императивную, или контролирующую функцию, отдавая указания по устранению различных проблем на дорогах вроде неработающих светофоров. Если ЦОДД будет закупать для своих же контролеров мотоциклы, это будет очевидным дисциплинарным нарушением. А сам факт покупки байков этой организацией есть не что иное, как нецелевое расходование бюджетных средств, поэтому если у ее руководителя (Михаила Порташникова. — Прим. автора) не будет письменных указаний от вышестоящего начальства, в данном случае — от Департамента транспорта, — то на него запросто может быть заведено уголовное дело. Да и вообще, чтобы оформить закупку мотоциклов в рамках закона, следовало бы сначала создать для этого внебюджетный фонд; на городские деньги такие мероприятия устраивать нельзя. Если Счетная палата заинтересуется, то сразу же обнаружит здесь очевидные нарушения.
— Мотоцикл BMW R1200RT относится к классу Gran Turismo, — рассказал «МК» один из байкеров. — Это огромная, тяжелая и крайне неповоротливая машина, предназначенная для туристов и путешествующих пенсионеров. Она, конечно же, может разогнаться и до 200 км/ч, превратившись в настоящий снаряд, опасный на дороге, но будет делать это крайне неторопливо. Дорожным полицейским для погонь на вечно забитых московских улицах такие машины покупать просто смешно, такой практики нет вообще нигде в мире. Их единственно возможное применение — это сопровождение кортежей с важными персонами. Вообще BMW выпускает мотоциклы двух типов — или большие туристические, или спортивные. Но последние при легкости и маневренности обладают такой мощью, что использовать их можно только на специальных гоночных трассах. Все байки этой немецкой компании очень дороги в обслуживании, и единственным объяснением для их закупок могут быть политические причины, вроде хороших отношений с Германией. Японские аналоги «железных коней» от BMW гораздо практичнее, удобнее, легче и дешевле в обслуживании, но в России они почему-то традиционно не востребованы. Наверное, тоже из-за политики.
Таким образом, мотоциклы для ГИБДД от московского Департамента транспорта на поверку оказываются подарком, сомнительным во всех отношениях. Почему чиновники вообще решили заниматься сферой, не имеющей к ним никакого отношения, и выбрали для покупки такие неудачные машины, также остается совершенно непонятным. Получается, что когда у ГИБДД возникла неожиданная потребность в лишних навороченных байках, они, зная, что не смогут оплатить покупку из госбюджета, решили воспользоваться услугами посредника. Который имеет возможность залезть в городскую казну.