Экстрасенс сообщил "МК" место падения Ан-2 еще полгода назад

На Урале найден борт-призрак RA-40312

Обломки пропавшего одиннадцать месяцев назад в Свердловской области при загадочных обстоятельствах «Ан-2», найдены в самом «сердце» Котосьминских болот. «Кукурузник», который сравнивали с бортом-призраком из американского сериала «Lost» («Пропавшие», в российском варианте — «Остаться в живых»), случайно обнаружили два местных охотника, когда искали токовища глухарей.

В поисках было задействовано кроме пешей группировки два десятка воздушных судов Росавиации, МЧС и даже космический спутник. Самолет искали в радиусе 250 километров, а «аннушка» упала всего в 8 километрах от аэродрома.

Спецкор «МК», проводившая в Серове собственное расследование, еще полгода назад передала данные московского экстрасенса Виктора Новичкова: «310 градусов от точки вылета. Северо – запад, 18 километров 300 метров. Лопнул маслопровод, срезан как бритвой». Местные летчики – штурманы тогда расшифровали предполагаемое место падения «Ан - 2: «Это самое «сердце» Котосьминских болот. Но поисковая операция из – за установившегося снежного покрова к тому времени уже была свернута.

Нам удалось связаться с редактором серовского еженедельника «Глобус» Татьяной Шарафиевой, которая и ранее помогала «МК».

На Урале найден борт-призрак RA-40312
Фото: Сергея Скрябина

- Первыми наткнулись на обломки самолета два наших местных охотника - Сергей Скрябин и Александр Кузнецов, когда после зимы на самодельном вездеходе объезжали охотничьи угодья. Увидев груду железа, подумали, что это опрокинутая ЛЭП. А когда среди груды металлолома обнаружили крыло самолета, а потом и дюжину черепов, поняли, что это пропавший почти год назад «Ан – 2».

Ребята рассказывали, что самолет вошел в топь под острым углом практически всей кабиной. Названия авиакомпании на корпусе не сохранилось, лишь инвентарные номера некоторых деталей. Видно, что салон самолета обгорел. Он весь забит черепами и человеческими костями. Вероятно, «кукурузник» упал, зацепившись за верхушку одного из стволов, люди погибли, скорее всего, мгновенно.

К месту падения «Ан-2» сейчас выдвинулась группа спасателей МЧС областной «Службы спасения». Также в группе – заместитель начальника Нижнетагильского следственного отдела СУ на транспорте Михаил Халявин. Всего в группе – около десятка человек. С ней выехал и Сергей Скрябин - один из двух охотников, которые обнаружил обломки самолета.

-Кто ранее обследовал этот квадрат?

-Там, где нашли самолет, спасатели МЧС не ходили. Об этом нам сообщил один из руководителей поисковиков, работавших летом в Серове. Этот квадрат проверяли ребята из ОМОНа. Летом там не пройдешь, сплошной валежник и топи. Это сейчас еще можно пробраться, пока окончательно не оттаяла земля. Старожилы знают, что на Котасьму есть только три захода. Есть ямины, где сплошная трясина. Чтобы обойти одну такую, приходится проходить километра 4.

ххх

Напомним, уральский «кукурузник» поднялся в воздух 11 июня в 22 часа с крошечного аэродрома города Серова с опытным пилотом и 12 пассажирами на борту. «Аннушка» не запрашивала разрешения на полет и не оставила никаких сведений о направлении движения.

До недавнего времени аэропорт Серова был подразделением 2-го Свердловского объединенного авиационного отряда и аэропорта «Уктус», который ныне находится в стадии банкротства. После пропажи «Ан-2» сюда нагрянула прокурорская проверка, было выявлено, что площадка не была должным образом промаркирована, заросла травой, на аэродроме отсутствовала служба безопасности, а вся ответственность за полет лежала исключительно на командире воздушного судна. В результате работа авиаплощадки была приостановлена.

На аэродроме месяцами стояла звенящая тишина, а год назад, 16 мая, в Серов из Оренбурга прибыл «Ан-2». Воздушное судно арендовала у ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» челябинская компания «Авиа-зов» для мониторинга лесных пожаров. Командировка экипажа должна была продлиться до 15 сентября.

Последний раз самолет поднимался на задание 31 мая. Потом пошли дожди, классы пожарной опасности снизили, «кукурузник» временно встал на прикол.

Передышку каждый член экипажа использовал по-своему. Второй пилот, Валерий Кузовенков, поехал в Оренбург, чтобы пригнать из дома свою легковую машину. Командир воздушного судна Хатип Кашапов втайне от арендатора устраивал, как выражаются сами летчики, «покатушки». Один из несанкционированных полетов «Ан-2» удалось заснять на мобильный телефон местным рыбакам 10 июня над Киселевским водохранилищем. Пилот, устраивая аттракцион, пикировал к самой кромке воды и снова взмывал в небо.

Позже удалось найти и пассажиров того рейса. Ими оказались две супружеские пары. Договорившись о полете, муж таким образом решил сделать жене подарок к годовщине свадьбы. На борт они взяли с собой и друзей. Хатип Кашапов обозначил таксу: «Мне надо 1,5 тысячи на бензин, а остальное — сколько дадите». Дали еще 1,5 тысячи.

«Ан-2» что грузовик, внутри салона все дрожало, из окон сквозило. Летчик держался за штурвал, постоянно дергал рычажки, щелкал тумблерами, — рассказывал один из пассажиров «покатушек», состоявшихся 10 июня. — Только позже до нас дошло: наши жизни находились в руках одного пилота…»

Один из трех сторожей аэродрома, Александр, рассказывал: «Теперь вот говорят про базировавшийся у нас «Ан-2», что он «полувековой старичок», «летающее ведро с гайками». А самолету было только 25 лет, все положенные капитальные ремонты он прошел, последний — в 2010 году. Свой ресурс он выработал бы только через три года. И за штурвалом был опытнейший пилот. Хатип Кашапов рулит «Ан-2» с 1982 года, имеет более 8000 часов налета, награжден знаками «Отличник воздушного транспорта» и «За безаварийный налет часов» II степени. 3 января он отметил 50-летний юбилей. Дома его ждали жена, трое детей. А летом на аэродром пришли такие же молодые люди, как два его сына и дочка, попросили покатать. Почему нет? Конечно, заработок не лишний. До командировки к нам на Урал из-за отсутствия заказов экипаж долго сидел в отпуске без содержания.

Изначально 11 июня Хатип Кашапов поднимать в небо «аннушку» не собирался. Со сторожем Юрием Соболевым они готовили ужин, топили баню и ждали из Оренбурга второго пилота. Следователи потом нашли на столе бутылку из-под пива, графин с остатками домашней наливки и два стакана.

В это время мимо аэродрома проезжали 26-летние двоюродные братья Иван Чикишев и Евгений Тренихин. Они делали ремонт у родственника, начальника ГИБДД Серова Дмитрия Ушакова, везли строительный мусор на свалку. Увидев на взлетке «кукурузник», попросили всемогущего Ушакова договориться о воздушном путешествии.

С этого момента события начали развиваться в ускоренном темпе. Начальник ГИБДД приехал на аэродром, переговорил с КВС Кашаповым. Посредником в переговорах выступил скорее всего сторож Соболев, который хорошо знал все местное начальство. Была названа фиксированная сумма «покатушек» — 6 тысяч рублей. В самолете на двух лавках, расположенных вдоль бортов, могли разместиться 12 человек. Чтобы плата с человека была минимальной, стали в экстренном порядке набирать народ.

Дмитрий Ушаков обзвонил чуть ли не половину своих сотрудников. Одни были на даче, к другим приехали гости. Бывший инспектор ГИБДД Сергей Фролов, например, опоздал подняться в небо. А ведь так хотел! За свои 38 лет он ни разу не летал на самолете. А действующий сотрудник — 24-летний Максим Маевский — успел. Еще и прихватил с собой сестру Оксану, с которой они были погодки, и ее жениха из Екатеринбурга Максима Глинских. Молодые люди подали заявление в загс, ждали в гости родителей жениха. Оксана, парикмахер по профессии, нарядилась в нарядное длинное шифоновое платье. В таком вот, почти бальном, одеянии и приехала на такси в аэропорт.

Попала на борт и случайная знакомая Максима Маевского — 20-летняя Людмила Гагарина. Девушка была родом из поселка Гари, из многодетной семьи.

Женя Тренихин, работающий машинистом-обходчиком на Серовской ГЭС, позвал в полет коллегу, 30-летнего Дениса Баранова, с которым вместе рыбачил и охотился. Тот взял машину и помчался в аэропорт.

Когда Ушаков дозвонился до 29-летнего Григория Шаада, ярого велотуриста и фотографа, тот лежал в постели с высокой температурой. Но возможность сделать снимки гор с высоты птичьего полета упустить не смог. Когда оделся, выскочил на улицу, машина с попутчиками уже заворачивала за угол, стал махать руками, свистеть, в результате успел заскочить в салон.

Антон и Юлия Сафоновы и вовсе пришли на аэродром, по свидетельству родственников, чтобы запустить воздушного змея. 31-летний Антон работал охранником на местном предприятии «Уфалейникель». Юлии исполнилось 33. «Это лучшая наша лаборантка, — говорят ее коллеги по поликлинике №1. — У ее родителей было три дочери. Младшая девочка в 14 лет погибла от удара током. Теперь и о Юлии нет полгода вестей. Ей ведь долго не везло в личной жизни. Наконец она встретила Антона. Счастлива была без меры… Они прожили вместе 1,5 года, недавно вернулись из свадебного путешествия из Санкт-Петербурга. Так мечтали о детях».

Родственники недоумевали, как Юля, которая страшно боялась летать, могла сесть в старенький «кукурузник»? Впрочем, тут же сами и отвечают: «Она сильно любила мужа, доверяла ему во всем. Вот и шагнула за ним в самолет».

В полет люди собирались в необъяснимой спешке. КВС Кашапов, например, не взял с собой пилотную сумку с картами и дополнительными средствами экстренной связи и радиомаяками. А в трех припаркованных у взлетки автомобилях пассажиров «Ан-2» остались включенными магнитолы, а на приборных досках — рабочие мобильные телефоны и документы.

Одно место оказалось свободным, и в салон забрался 67- летний сторож аэродрома Юрий Соболев. Заскочил в самолет в чем был — в майке и домашних тапочках.

«Юра был везунчиком, сам шутил, что «заговоренный». 30 лет работал пилотом-наблюдателем, десантником-парашютистом в Авиалесоохране, прыгал в самые очаги лесных пожаров. Только семь лет как стал работать сторожем на аэродроме, но очень скучал по небу», - говорили про него коллеги.

Около 23.00 «кукурузник» ушел в свой последний полет. На Северном Урале в это время еще довольно светло. Летать планировали минут 20–30.

Вернувшийся из Оренбурга второй пилот Валерий Кузовенков увидел уже бегущий по взлетке «Ан-2». Самолет шел тяжело, один раз даже задел шасси кусты.

ххх

Раньше диспетчерский пункт, обеспечивавший связь для судов малой авиации, пролетающих над севером Свердловской области, находился в аэропорту поселка Сосьва. 26 марта этого года весь штат диспетчеров был сокращен. Вскоре вслед за этим закрыли и диспетчерский пункт в екатеринбургском аэропорту «Уктус». После этого малая авиация на Урале «оглохла». Старший диспетчер Сосьвинского аэропорта Владимир Пахмутов, отработавший там 27 лет, признавался: «Авиация в нашей области сейчас летает так: утром звонят по телефону, что вылетают, а вечером звонят и сообщают, что прилетели. Случись что в пути — судно просто исчезнет в тайге, не имея возможности сообщить о беде».

Местные туристы предполагали, что «кукурузник» мог взять курс на Конжаковский Камень — одной из высочайших вершин Уральских гор, 1569 метров. Там сплошь хвойные леса, горная тундра и каменные россыпи. Этот район прилегает к поселку Кытлым. Охотники полагали, что пассажиры «аннушки» также могли податься к Денежкиному Камню, где находится заповедник из смешанной пихтово-кедрово-еловой тайги. Могли полететь и на хребет Кваркуш, где особенная энергетика, на склонах — огромные малинники, прозванные «медвежьим раем».

Дмитрий Ушаков, созывая знакомых в полет, говорил: «Полетим в Кытлым». По прямой это 77 километров. Один из свидетелей, капитан юстиции, уверял, что видел борт над поселком Верхняя Лобва, что в 30 километрах от Серова. Казалось бы, направление поисков определили — северо-запад. Но потом к этим данным добавились еще две сотни показаний свидетелей. Штаб стали атаковать экстрасенсы…

«Ясновидящие из Воронежа, Узбекистана, Татарии звонили каждые два часа. Шли потоком факсы: «Мы, экстрасенсы Казахстана…» Отмечали на карте все «пророчества», в результате вокруг Серова образовалось «солнце» с множеством лучей, — рассказывал начальник Управления гражданской защиты Серовского городского округа Юрий Герасименко. — Родственники просили проверить каждую точку, силы спасателей распылялись, их перебрасывали с места на место. В результате мы стали принимать заявления от родственников только в письменном виде. А то было: «Мне приснилось… Проверьте». Первые 2,5 месяца штаб заседал ежедневно. Плюс в Екатеринбурге работала группа опытных аналитиков. Отследить маршрут полета «Ан-2» могли бы специалисты радиотехнического полка ПВО, который стоял раньше на «горке» в Серове, но подразделение было расформировано».

Обследовать участки тайги, горные склоны, болота ежедневно выходила группировка из 1,5 тыс. человек: профессиональные спасатели, сотрудники ОМОНа, полицейские и пожарные.

«Эхолотом мы проверили все глубокие озера и затопленные карьеры. На поверхности мы высматривали масляные пятна, части самолета и, уж простите, трупы. Нигде ничего, — рассказывал государственный инспектор Центра госинспекции маломерных судов МЧС РФ по Свердловской области Петр Иванов. — Реки почти на всем течении неглубокие, а высота «Ан-2» на колесах составляет 4,5 метра. Даже если бы, предположим, он нырнул носом — все равно хвост торчал бы».

Не дала результата и космическая съемка. «Мы обследовали 16 подозрительных объектов, нашли лишь груды металлолома и заброшенную трансформаторную будку, — говорит Юрий Герасименко. - В свое время мы искали упавший «Ан-2» в районе Каквинских Печей, потом выяснилось, что две группы прошли с самолетом совсем рядом — в 10 метрах — и не заметили застрявший вертикально в кедраче «кукурузник». Самолет был виден только с определенного ракурса.

Петр Иванов предполагал, что самолет лежит где-то в лесу, и вспоминал, как в 1985 году во время студенческой практики им пришлось искать «Ан-2» на Полярном Урале: «Нам дали задание взять пробы на склоне сопки. Там среди лесных зарослей мы и нашли разбившийся «кукурузник». Он лежал на склоне, в буреломе, сверху его было не разглядеть. Выяснилось, что самолет вез смену на буровую — и вот по какой-то причине врезался в склон и разбился. Мы нашли его через 8 лет после пропажи. Обломки и один череп».

У Виктора Шаада, чей сын был одним из пассажиров пропавшего самолета, было свое мнение: «Мы рассматривали версию, что по самолету мог стрелять кто-то из пьяных охотников, попал в мотор или в кабину летчика… Но даже в этом случае этот тип самолета не срывается в штопор, он планирует. Командир воздушного судна привык летать на низкой высоте, могло перед ним внезапно возникнуть какое-то препятствие, например высокое сухое дерево, пилот не успел сманеврировать и упал. Могли все пассажиры разом, например, заметя медведя, столпиться у одного окна, например в хвосте, где лучший обзор. Нарушилась центровка… Могла сказаться техническая неисправность или прибор отказать, здесь же кругом аномальные зоны. Но опять же все, с кем бы я ни говорил, уверяют, что абсолютно все на борту погибнуть не могли. Специалисты указывали, что даже при полных баках дальше 500 километров «Ан-2» улететь не мог. Вначале ориентировались на 250 километров, предполагая, что пилот рассчитал бензин на путь туда и обратно. Потом стали думать, что летчика отвлекли, он проскочил «точку возврата», стал искать стойбище для посадки, нужная поляна все не появлялась и не появлялась… Но летчики говорили, что «Ан-2» может сесть и на неприспособленную площадку. Может планировать и сесть даже без работающего двигателя. Взлететь он уже вряд ли сможет — шасси потеряет. Но при этом люди будут спасены.

Родственники пропавших были уверены, что «Ан-2» залетел в зону пермской тайги, где практически нет населения, и настаивали на расширении границы поиска до 500 километров.

Верили они и в то, что их близкие могли выжить при крушении самолета и укрыться, например, где-нибудь в пещере. В тайге по осени было много грибов, ягод, хороший урожай кедровых орехов. Среди пассажиров были опытные рыбаки и охотники. Напрасно им напоминали, что люди поднялись на борт самолета в летних платьях, шортах и сланцах. А в тайге — полчища мошки и гнуса, не говоря уже о диких зверях.

Они не хотели слышать, что на борту пропавшего «Ан-2» был аварийный радиомаяк, но он способен излучать, только когда его включишь вручную. Сигнал обнаружить так и не удалось. Это значит, что некому было развернуть антенну.

13 ноября, когда в тайге установился снежный покров, поиски самолета «Ан-2» были прекращены. Соответствующее распоряжение подписал председатель правительства Свердловской области Денис Паслер.

«Глазолупом» и «пешкочесом», как выражаются сами спасатели, было обследовано 3339 кв. км тайги и болот. Почти 300 тысяч «квадратов» просмотрено летчиками и наблюдателями с почти двух десятков воздушных судов. По предварительным подсчетам, на поиски потрачено почти 200 млн рублей.

Одни об исчезновении «Ан-2» в Серове говорили: «Прям триллер какой-то…» Другие твердили: «Типично российская история».

В ходе разбирательств выяснилось, что каждый летчик малой авиации может выписать себе путевку, сам себя освидетельствовать и полететь. И Кашапов, который посадил на борт 12 человек, нарушил только одно: взял с собой в полет пассажиров.

Когда даже все автобусы в Европе оборудованы автоматическими аварийными маяками, у нас, оказывается, на «кукурузники» их устанавливать необязательно. И сторож может покинуть свой пост и в тапочках улететь в никуда…

ххх

Ныне СКР возобновил расследование уголовного дела по факту пропажи Ан-2 в Свердловской области. Сотрудники полиции оповестили родных и близких, чьи родственники улетели на злополучном рейсе. В ближайшее время, после проведения медицинских и технологических экспертиз, останки погибших будут перезахоронены.

Ан-2: обломки в лесу. Видео с места обнаружения пропавшего на Урале самолета

Ан-2: обломки в лесу. Видео с места обнаружения пропавшего на Урале самолета

Смотрите видео по теме

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру