Бостонский теракт доказал: Роберт Мюллер — невезучий директор ФБР

Спецслужба не смогла предотвратить самый громкий в США после 9/11 теракт

Стрелки часов уже перевалили далеко за полночь, когда телефонный звонок поднял с постели директора ФБР Роберта Мюллера. Кто-то из подчиненных сообщил ему, что схвачен смертельно раненный Тамерлан Царнаев, а его брат Дхожар находится в бегах. В три часа утра агенты ФБР по отпечаткам пальцев, взятым у Тамерлана в госпитале, подтвердили его личность. К этому времени Мюллер в костюме при галстуке уже прибыл в свой офис в Вашингтонском даунтауне.

Спецслужба не смогла предотвратить самый громкий в США после 9/11 теракт

«Брифинговавшие» шефа агенты напомнили ему, что «трясли» Тамерлана после сигнала из Москвы, но не найдя ничего подозрительного, закрыли дело. И хотя Мюллер прекрасно понял, чем это грозит его конторе и ему лично, он «не выражая эмоций», как утверждают очевидцы, приказал своему заместителю опубликовать эту взрывоопасную информацию, означавшую, что ФБР могло предотвратить самый шумный после 11 сентября 2001 года теракт на американской земле, но оказалось не на высоте положения.

Роберт Мюллер, стоящий во главе ФБР вот уже 12 лет, при двух президентах, может считать себя невезучим. Он возглавил это ведомство за неделю до трагического теракта 9/11 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне, а уходит с поста директора под аккомпанемент взрывов скороварок в Бостоне. Те еще начало и финал карьеры для главного сыщика Америки! (Мюллер собирался уйти в отставку спокойно в сентябре этого года).

В ФБР, где царит прежний «пивной дух» вместо аристократического «коктейльного» в ЦРУ Мюллера недолюбливали за его высокое происхождение и за «деревянное» поведение. Однако на Капитолии он пользовался поддержкой со стороны обеих партий — и правящей, и оппозиционной. Но взрывы на границе Бостонского марафона оказались слишком громкими. Поэтому Конгрессу пришлось взяться за Мюллера. Согласитесь, удовольствие весьма сомнительное. Это вам не прощальные тосты и юбилейные адреса под роскошный занавес.

«Если теракт подобного масштаба происходит на финише твоего правления, то люди запомнят именно его», — говори Джулиа Целицер, принстонский профессор-историк и автор книг о проблемах национальной безопасности. Ли Гамильтон, бывший сопредседателем комитета, исследовавшей причины терактов 9/11 2001 года говорит: «Этого ему не избежать. Это произошло на его вахте».

Правда, у Мюллера имеется серьезный адвокат — сам президент Соединенных Штатов Барак Обама. Он, конечно, не влюблен в Мюллера, но отлично понимает, что стрелы в адрес директора ФБР направлены одновременно и против него. Вот и нахваливает президент Мюллера и его детективов. Вот и летают «Гольфстримы-5», принадлежащие ФБР, между Вашингтоном и Бостоном в поисках «оправданий», а сам Мюллер курсирует между штаб-квартирой ФБР и Белым домом, брифингуя президента в Ситуационной комнате. Как говорит заместитель советника Обамы по национальной безопасности Бенджамин Родес, Мюллер делает это «в очень фактологической манере». По его словам, Мюллер не извинился перед президентом за то, что преждевременно закрыл дело Тамерлана Царнаева. Сказано было это не для того, чтобы похвалить «принципиальность» директора ФБР, а для того, чтобы вывести из-под обстрела конгрессменами-республиканцами и Мюллера. И Обаму. Мол. Если все было о’кей, то зачем извиняться?

Но одно дело Белый дом, другое — Капитолий. По словам одного конгрессмена, не пожелавшего назваться: «Мюллер был явно не в своей тарелке. Обычная уверенность покинула его. Он не был похож на самого себя».

За три дня до бостонского теракта 68-летний Мюллер выступил с лекцией в Вирджинском университете, где 40 лет назад он получил диплом юриста. Мюллер, между прочим сказал: «Я люблю расследовать ограбления банков, дела, связанные с наркобизнесом, дела об убийствах. Будучи еще прокурором, я именно этим и занимался. Я думал, что придя в ФБР, буду заниматься тем же. Но вот американцы ожидают от меня, что я предотвращу следующую атаку террористов». Сейчас эту цитату Мюллеру ставят как лыко в строку — начиная от 9/11 2001 года до 15 апреля 2013 года, хотя он по сути дела превратил все 56 филиалов ФБР из агентств по борьбе с местной преступностью в контртеррористические центры. Мюллер «насытил» своими агентами заграницу, разместил их в Ираке и Афганистане, добивался для своего ведомства расширения прав на слежку. Правда, он дал директиву своим агентам не принимать участия в пытках, практикуемых ЦРУ, но и не критиковал за них своих конкурентов ни открыто, ни в Белом доме.

Коренные фэбэеровцы, которых называют «пролетарскими конкурентами аристократичного ЦРУ», с самого начала недолюбливали Мюллера, считая его белой овцой, поставленной во главе отары черных. Биография Мюллера подтверждает эти сентименты «пролетариата». Мюллер родился в богатой семье, где пили французские вина, а не местное пиво. Закончил он элитную школу в Сейнт-Поле, где вместе с ним учился и нынешний госсекретарь США Джон Керри. Пошел затем по следам отца и поступил в Принстонский университет. Затем уже в Нью-Йоркском университете получил степень кандидата международных наук. Воевал во Вьетнаме, где командовал пехотным взводом.

После войны Мюллер служил федеральным прокурором в Сан-Франциско и Бостоне. Среди крупных дел, которые он расследовал, были дела мафиозного босса Джона Готти и взрыв самолета рейса 103 «Пан Ама» над Шотландией. При президенте Джордже Буше-отце Мюллер возглавлял уголовный отдел министерства юстиции. Преследованию террористов он всегда предпочитал ловлю уголовников. «Он искренне ненавидел этих плохих парней», — говорит экс-губернатор штата Массачусетс Вильям Уелд.

Терроризм в понимании Мюллера особенно опасен своим так называемым «синдромом одинокого волка», то есть террористами-одиночками, действующими вне организованных групп. «Одинокого волка» труднее вычислить и обезвредить. (Братья Царнаевы как раз подпадают под определение «одиноких волков»). Леон Пэнетта, возглавляющий ЦРУ в 2009-2011 годах, а затем Пентагон, дружил с Мюллером и разделял с ним опасения по поводу «одиноких волков»…

Выступая в Вирджинском университете еще до бостонского теракта Мюллер опрометчиво заявил, что успехи его агентства необходимо измерить количеством предотвращенных им терактов за последние 10-12 лет. А когда наступило время вопросов и ответов, он шутливо заметил: «Я буду либо отказываться отвечать на ваши вопросы, либо избегать их». Но, к сожалению для него, Конгресс США, а тем более американская общественность это не студенты Университета Вирджиния. От них так легко не отшутишься.

Сюжет:

Теракт в Бостоне

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру