Процесс по делу об убийстве чеченского поэта Ахтаханова: секреты топинамбура, обещания Кадырова и "ошибочная" версия

Родные погибшего литератора не согласны с официальными выводами следствия

В Савеловском суде Москвы стартовал процесс по делу об убийстве чеченского поэта Руслана Ахтаханова. На скамье подсудимых Зелимхан Каримов и Майрбек Умаев, которые, по версии следствия, участвовали в подготовке преступления. Следователи уверены, что ученый лишился жизни из-за того, что критиковал руководство чеченской республики. Однако родные и те кто близко был знаком с Ахтахановым не верят в эту версию, поскольку поэт не только дружил с Ахмадом и Рамзаном Кадыровыми, но и даже посвящал им стихи.

Родные погибшего литератора не согласны с официальными выводами следствия
Руслан Ахтаханов

Как уже писал «МК», 58-летнего академика и почетного профессора Современной гуманитарной академии Руслана Ахтаханова расстреляли 15 ноября 2011 года примерно в 23:50 во дворе дома на Беговой улице (Северный административный округ). Он выходил из машины и направлялся домой с пакетом продуктов в руках, когда раздались выстрелы. Поэта сначала ранили, а затем добили контрольным выстрелом в голову.

Преступник скрылся на автомобиле Ford Focus, который позже нашли обгоревшим в Канатчиковском проезде на юге Москвы. На машине были установлены регистрационные номера, украденные незадолго до этого с автомобиля аналогичной модели.

В салоне было найдено предполагаемое орудие убийства - травматический пистолет Иж-71, переделанный под боевой и оснащенный глушителем.

В вечер убийства чеченский поэт был на церемонии награждения лауреатов ежегодной премии имени Артема Боровика за лучшие журналистские расследования. Кстати, Ахтаханов получил эту премию в 2009 году "за твердую интернационалистскую позицию в жизни и творчестве".

В свое время Ахтаханов занимался и бизнесом, и политикой, был советником по экономическим вопросам у Джохара Дудаева и Аслана Масхадова.

Следователи рассматривали несколько мотивов убийства. По одной версии, киллер мог убить поэта из мести, по второй, кто-то хотел занять его пост.

Общественно-политические взгляды Ахтаханова могли разозлить бандподполье Северного Кавказа. Поэт был известен тем, что всегда выступал за сохранение Чечни в составе Российской Федерации и был сторонником не только религиозного, но и светского развития республики, чем также вызывал недовольство у радикалов.

Чеченский поэт Руслан Ахтаханов был ярым приверженцем нынешней власти Чечни и посвящал стихи Рамзану Кадырову.

Вскоре сотрудники полиции вышли на пособников убийства поэта. Ими оказались – 33-летний московский коммерсант, уроженец Чечни Зелимхан Каримов, кторый сообщил, что творческому деятелю мстили за критику руководства Чечни. Его сообщник Майрбек Умаев утверждал, что с поэтом он расправился за похищенные из фонда деньги.

Один из подсудимых. Фото предоставлено пресс-службой Савеловского суда

Каримов рассказал, что инициатором преступления стал некий молодой человек, известный ему только по имени,— Ахмед. Незадолго до убийства они с приятелем Майрбеком Умаевым ездили на родину и случайно познакомились с Ахмедом в Грозном. Сев за столик в одном из кафе, мужчины якобы стали обсуждать общественную и творческую деятельность господина Ахтаханова, придя к выводу о том, что тот в своих стихах и выступлениях "неоднократно допускал высказывания в оскорбительной форме в адрес руководства Чечни. Как патриоты своей Родины мы решили его убить. А убивал профессора именно Ахмед".

Примерно за неделю до покушения преступники прилетели в Москву рейсом из Минеральных Вод. В столице Каримов передал Ахмеду оружие – травматический аналог ПМ, переделанный под стрельбу боевыми патронами с глушителем, который был приобретен в Чечне.

Умаев купил у владельца-наркомана Ford Focus с заранее установленными на машину украденными госномерами. Вечером 15 ноября 2011 года Умаев на Focus подвез Ахмеда к дому на Беговой улице, в котором жила будущая жертва, а после убийства вывез киллера с места преступления. Каримов, по его словам, все это время ждал подельников в нескольких кварталах от Беговой в своем Ford Mondeo. Там все трое встретились, Ахмед пересел в Ford Mondeo Каримова, а Умаев погнал Focus в промзону на южную окраину Москвы, где попытался сжечь машину.

Виновность Каримова и Умаева подтверждается биллингом сотовой мобильной связи чеченцев, из которого следует, что в момент убийства все они находились неподалеку от места совершенного преступления и переговаривались между собой.

В среду предполагаемые пособники убийства чеченского поэта Каримов и Умаев предстали перед судом.

На процесс пришли родственники и друзья погибшего – около 10 человек. Они заполнили небольшой зал под завязку. Заседание началось с оглашения обвинительного заключения. Прокурор очень быстро зачитала его, порой проглатывала слова.

«Умаев и Каримов совершили преступление из ложного понятого чувства патриотизма». Ахтаханова лишили жизни, потому что он критиковал руководств чеченской республики, – к такому выводу пришли следственные органы.

После чего судья обратилась к сидящим в клетке с вопросом признают ли они вину.

Умаев заявил, что категорически отрицает предъявленное обвинение.

- Я не причастен. Да, это была моя машина. Я не говорю, что я белый и пушистый, но готов дать показания и подробно все рассказать, – пообещал подсудимый.

Каримов также вину не признал.

– Полностью не признаю.

Первым показания дал потерпевший, сын погибшего Магомед Ахтаханов.

– Мой отец занимался образовательной действительностью и начинал заниматься сельским хозяйством. Он бесконфликтный человек, и мы не ожидали, что его жизнь может так закончиться. Мы не знаем почему его убили.

Потерпевший заявил, что не собирается просить компенсацию морального вреда, но хотел бы, если вина подсудимых будет доказана, их строго наказали.

Следующий выступила вдова профессора Залва Генаева.

– Мы с мужем в браке прожили почти 40 лет. Он очень хотел вылечить людей от диабета. Единственной панацеей от болезни он считал топинамбур и даже собирался арендовать поля, чтобы его выращивать. Супруг готовил конференцию, посвященную целебным свойствам топинамбура, на которую обещал приехать сам Рамзан Кадыров.

По словам вдовы, ее муж отличался миролюбивым характером и всецело был поглощен наукой и поэзией, политика его не интересовала. Он не разделял людей на национальности и у него, как он не раз говорил, нет врагов. Возможно, поэтому Ахатаханов не почувствовал надвигающейся опасности.

– Если бы его что-то беспокоило, он бы один в машине не ездил, – заметила Залва Генаева.

Собравшиеся в зале заседания выражали вдове свое сочувствие и в один голос говорили, что в ближайшие 100 лет в Чечне не будет такого поэта.

- Мы не согласны с версией следствия. Он дружил с кланом Кадыровых, и никогда их не критиковал. Участвовать в политических играх было ему не свойственно, – сказал один из коллег ученого.

Кстати, у близких погибшего есть альтернативная версия. По их мнению, в тот день покушались на совершенно другого человека – коммерсанта Шамиля Бесаева, соседа Ахтаханова. Но по роковой случайности перепутали. Бесаева убили в апреле 2012 года.

Процесс продолжится 19 июня.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру