Волонтеры подобрались к сокровищам кладбища скифов

От третьего сезона археологической экспедиции «Кызыл — Курагино» ожидают золотых находок

Уже третий год археологи и волонтеры ведут раскопки в зоне строительства железнодорожной ветки Кызыл — Курагино, призванной соединить Туву с Красноярским краем. По подсчетам ученых, на маршруте обнаружены более восьмидесяти археологических памятников, каждый из которых историкам нужно изучить до прихода сюда строительной техники. Новый сезон, стартовавший 5 июня, обещает быть одним из самых «богатых» по числу находок. Ведь в этом году раскопки будут вести в Долине царей — священном месте, где скифы хоронили свою знать и воинов. Как пошутил на пресс-конференции Сергей Шойгу, который является президентом Русского географического общества, в этом году экспедиционные работы РГО будут пересекаться с его обязанностями как главы Минобороны.

От третьего сезона археологической экспедиции «Кызыл — Курагино» ожидают золотых находок

Проект стартовал в 2009 году. Два года у ученых ушло на то, чтобы подсчитать количество археологических памятников на маршруте. Их выявили более восьмидесяти: это и скифские курганы, и стоянки эпохи камня и бронзы, и местонахождения петроглифов — древних наскальных изображений. В 2011-м году волонтеры РГО и ученые из Института истории материальной культуры РАН приступили непосредственно к раскопкам. Как раз сегодня, 10 июня, 978 находок были переданы в музей Кызыла.

- В прошлом году были найдены бронзовые зеркала, использующиеся в те времена, интересные золотые украшения, достаточно много оружия из бронзы — наконечники стрел, ножи, огромное количество фрагментов кожи и тканей, - рассказала «МК» замдиректора Института истории материальной культуры РАН Наталия Соловьева. - Но вы же понимаете, что самые ценные находки для посетителей музея и для ученых — это не одно и тоже. Для историков наибольший интерес представляют обнаруженные в Красноярском крае артефакты, которые дают представление о поселенческой структуре эпохи неолита.

Ежегодно РГО отбирает волонтеров, готовых помочь археологам в их нелегком труде. Причем, с каждым годом количество добровольцев увеличивается. Если в первый сезон на раскопки приехали 180 студентов-волонтеров, то в 2012-м году их было уже 477. В этом году, как рассказал президент РГО Сергей Шойгу, желающих принять участие в экспедиции и вовсе стало в три раза больше.

- Два наших полевых лагеря, один из которых базируется на территории Тувы, второй — в Красноярском крае, примут более 600 волонтеров из 30 стран. Причем, есть среди участников и весьма любопытные представители. Например, не думал, что наше предложение заинтересует жителей Колумбии или Непала, - рассказал Сергей Кужугетович.

Программа третьего полевого сезона — одна из самых насыщенных, ведь копать придется в Долине царей, являвшейся местом погребения скифской светской и воинской знати.

- Это целая цепочка курганов, в которых мы ожидаем найти хорошо сохранившееся оружие, золотые украшения, предметы упряжи. Главное, чтобы курганы не были разграблены. Но у нас есть все основания предполагать, что они остались нетронутыми. По крайней мере, результаты раскопок предыдущего сезона вселяют оптимизм, - объяснила Наталия Соловьева.

Что касается самой железной дороги, то сейчас проект проходит государственную экспертизу, а уже в августе планируется начать строительство на отдельных участках.

- Тыва — один из самых перспективных с точки зрения разработки полезных ископаемых регионов. Но долгое время он не мог развиваться из-за отсутствия транспортной системы. Строительство железной дороги не только откроет простым людям возможность напрямую передвигаться в другие регионы, но и обеспечит население рабочими местами. Их планируется открыть от 15 до 18 тысяч, - объяснил генеральный директор компании, взявшей на себя расходы по строительству железнодорожной магистрали, Руслан Байсаров.

Протяженность железнодорожной ветки будет составлять 411 километров, на маршруте будет 8 тоннелей, 127 мостов. Но журналистов больше всего интересовала «экологичность» угольного месторождения, которое как раз и будет обслуживать строящаяся железная дорога. Байсаров заверил, что на предприятии можно будет работать чуть ли не в белых перчатках.

- Глубина шахты будет около 900 метров, работы поручены австралийской компании — а эта страна славится строгим экологическим контролем. Транспортер будет закрытым, поэтому в окружающую среду не будет попадать даже пыль, - пояснил Руслан Байсаров.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру