Кто защищает американцев от вторжения в частную жизнь?

В 2012 году правительство США обращалось к судьям 1789 раз за разрешением установить электронную слежку – судьи не отказали

Это произошло 6 апреля 2002 г. Федеральный судья Райс Ламберт подстригал лужайку перед своим домом в Вашингтоне. Неожиданно нагрянули четыре автомобиля, набитые агентами ФБР. Нет, они не хотели арестовывать судью, скажем, за взяточничество, коррупцию, педофилию. Цель их приезда была совсем иной. Они пожаловали, чтобы инсценировать суд на дому в рамках так называемого Закона разведывательного надзора над иностранцами (FISA).

В 2012 году правительство США обращалось к судьям 1789 раз за разрешением установить электронную слежку – судьи не отказали

Агенты ФБР вольготно расположились в гостиной судьи. В тот день им надо было провести «семь чрезвычайных слушаний». Фэбээровцы приехали просить судейское добро, чтобы использовать свои «специальные расследовательские права» перед лицом террористической или иностранной угрозы. Супруга Ламберта, не имевшая «допуск» вынуждена была эвакуироваться на второй этаж. А вот его собачка Тэффи, хотя она тоже не обладала допуском, осталась с хозяином в гостиной. Агенты хорошо знали Тэффи. Они часто наведывались к судье...

Описанная мною картина создает ощущение какого-то чуть ли не домашнего уюта. Но это ложное ощущение. Дело, обсуждавшееся в гостиной судьи Ламберта, было большой государственной важности. «Плотину» на пути сотен миллионов телефонных разговоров и интернетовских социальных связей должны составлять всего 11 судей суда FISA. Это их миниатюрное сито просеивает все то, что засасывает пылесос Агентства национальной безопасности (АНБ) Соединенных Штатов. Именно часть этого «улова» выплеснул на страницы мировой печати «свистун» Эдвард Сноуден.

Под колпаком АНБ находятся не только иностранцы, но и американские граждане. Чтобы создать видимость законности слежки за ними, правительство кивает на 11 неизвестных, которые, якобы, защищают американских граждан от незаконного вторжения в их прайвеси — личную жизнь. Либеральные круги считают это маскарадом, поскольку судебная власть и исполнительная в лице ФБР действуют почти как нанайские мальчики-борцы.

FISA был принят Конгрессом США в 1978 году. Бригада из 11 федеральных судей назначается председателем Верховного суда страны. Поначалу эти судьи имели лишь право разрешать электронное подслушивание американцев и иностранцев, проживающих в США, подозреваемых в работе на загранразведки и террористические организации. Кроме того, с 1990 годов, 11 судей имели право давать добро на «физический розыск». А в 2008 году судьи получили еще и право «надсмотра» над информацией и ее поставщиками. После теракта 9/11 работа судей все чаще сметалась девятым валом информации, поставляемой АНБ. Весь этот поистине сизифов труд судьи обязаны проделать в режиме реального времени, то есть вместе с поступлением информации.

Как и следовало ожидать, сизифов труд почти немедленно превратил жрецов Фемиды в штемпель, штампующий коробки данных, доставляемых им на дом агентами ФБР. Статистика подтверждает эту тенденцию. Так в 2012 году правительство обращалось к судьям 1789 раз за разрешением установить электронную слежку. Судьи ни разу не отказали ему в этом. Еще более «ковровыми» оказываются судейские разрешения на претворение программ, вроде тех, что были раскрыты Сноуденом, касающихся телефонных прослушек и интернет-коммуникаций. Даже вашингтонские «ястребы» считают, что FISA дает ФБР и АНБ карт-бланш на слежку за американскими гражданами, пишет журнал «Тайм».

И это совсем недалеко от истины, вернее, в самой «десятке». Сразу же после откровений Сноудена судья Реджжи Уолтон, нынешний капитан 11 неизвестных, сделал следующее заявление: «Существует строгий порядок изучения просьб, получаемых от исполнительно ветви правительства, которые проходят сквозь руки пяти судей, являющихся экспертами по делам национальной безопасности. А затем они поступают в ведение судей FISA». Что привлекает внимание в этом заявлении? То, что судья Уолтон признает слияние судебной и исполнительной властей.

И вот вам результат. За время президентства Джорджа Буша-сына была отклонена лишь одна программа. За время президентства Обамы только одно дело было отведено как неконституционное. Ни разу ни одно дело не было признано как нарушающее права американских граждан. Лишь два дела были переданы в специальный секретный суд FISA на дополнительное рассмотрение. И ни одно не дошло до Верховного суда США. А теперь спросите меня, сколько дел направляло правительство судьям FISA? Отвечу — 33900! Сколько из них были отклонены? Только 11 — по одному на каждого судью!..

Настало время вернуться к судье Ламберту, с которого мы начали свой рассказ. Сейчас он ушел на покой. У него хорошая репутация у либералов, ибо он не всегда поддавался нажиму агентов ФБР, посещавших его дом. Тем не менее, Америку пугает то обстоятельство, что суды структурно связаны с исполнительной властью. (Более изощренная форма российского «телефонного права».) Некоторые из этих судей ранее служили в Пентагоне и министерстве юстиции США, Это можно было наблюдать «весомо, грубо, зримо» до самого недавнего времени. Только недавно суд FISA переехал из здания министерства юстиции, чтобы подчеркнуть «разделение властей». Весь Вашингтон смеялся над этим переездом-разделением.

Но вот, когда возникают «чрезвычайные обстоятельства» судей отлавливают у них на дому, ибо время не ждет. Когда судья Ламбер рассказал историю о посещении его дома агентами ФБР, его спросили, трудно ли отказывать ФБР в том, что оно хочет? Спрашивавший, видимо, не лишенный чувства юмора, добавил:

— А ваша собачка Тэффи когда-нибудь лает им в ответ «нет»?

— Собака никогда не отказывает ФБР, — ответил судья Ламберт…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру