Миронов резко отозвался о реформе РАН

Справедливая Россия против реформирования РАН

По мнению лидера партии "Справедливая Россия" Сергея Миронова, главный смысл законопроекта о реформировании Российской академии наук (РАН) заключается в том, чтобы чиновники могли"распоряжаться землями, и имуществом РАН. Также Миронов заявил, что если не удастся исключить правительственную инициативу из повестки заседания Госдумы РФ, то все будут голосовать "категорически против данного законопроекта". 

Справедливая Россия против реформирования РАН
Сергей Миронов

Об этом Сергей Миронов написал в своем блоге в ЖЖ.

"В России нередко затевают реформы только потому, что так легче скрыть неумение править» – такую нелицеприятную мысль некогда высказал Петр Аркадьевич Столыпин, - сказал Миронов. -Этот «диагноз» невольно приходит на память, когда вникаешь в суть предложенного Правительством РФ реформирования Российской академии наук, а также ряда других академий."

"Усомниться в искренности намерений и профессионализме тех, кто затевает эти преобразования, заставляет уже тот факт, что столь серьезные для отечественной науки и всей страны решения пытаются принимать кавалерийским наскоком, продолжил Миронов. - Ни научному сообществу, ни парламентариям, ни широкой общественности почему-то не хотят дать возможность осмыслить и обсудить предлагаемые изменения, просчитать их последствия, которые могут быть весьма неоднозначными, а возможно, и разрушительными. Ставка в очередной раз делается на то, чтобы как можно быстрее продавить готовившийся кулуарно, без полноценных общественных обсуждений законопроект, пользуясь тем, что исполнительная власть имеет в Госдуме «машину для голосования» в виде фракции «Единая Россия».

Стоит напомнить один исторический факт. Считается, что идея основать Академию наук родилась у Петра Великого после посещения им французской Академии в 1717 году. Потом были проекты об ученых коллегиях, переписка с Лейбницем и другими иностранными учеными, кропотливая работа по «приискиванию из русских, кто учен и к тому склонность имеет», и только в 1725 году состоялся Указ о создании Академии. То есть как минимум 8 лет понадобилось царю-реформатору для создания научного учреждения, которое в дальнейшем верно служило нашему государству в самые разные эпохи. На этом фоне призывы некоторых «горячих голов» принять законопроект о кардинальной реорганизации РАН и других академических структур во всех чтениях в ускоренном порядке, уложившись чуть ли не в неделю, заставляют вспомнить поговорку: ломать – не строить!

Куда так поспешаем, господа? Отчего вдруг такая внезапность и напор? Так ли должны решаться судьбоносные, стратегически важные вопросы в демократическом государстве?

Никто не спорит с тем, что РАН нуждается в реформировании. В академии есть немало проблем, связанных с чрезмерной внутренней бюрократизацией, старением научных кадров, недостаточной эффективностью научных исследований, слабой востребованностью их результатов бизнесом и производством и т.д. Но лучше всех знают, видят и понимают эти проблему сами академики и сотрудники академических научных институтов. Обо всем этом много говорилось в ходе кампании по выборам нового Президента РАН, которым стал Владимир Евгеньевич Фортов. Эти демократические, конкурентные выборы создали условия для по-настоящему глубокого и конструктивного реформирования Российской академии наук на прочной основе самоуправленческих начал, издавна присущих ей. Но беда в том, что торопливо продавливаемая квазиреформа как раз таки и направлена своим острием на вытравление духа и традиций академического самоуправления. Речь идет о попытке бюрократии лишить РАН, а заодно и Российскую академию медицинских наук (РАМН), и Российскую академию сельскохозяйственных наук (РАСХН), и другие академические структуры самостоятельности, полностью подмять их под пяту чиновничества.

По многим деталям предлагаемых пертурбаций в академической сфере зримо виден знакомый «почерк» министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова. Лихой метод «ликвидации через слияние» неоднократно отработан им и его подчиненными на целом ряде высших учебных заведений. Теперь эта команда замахнулась на РАН и другие академии. Легко увидеть, что под вывеской «оптимизации» на самом деле скрывается замысел размывания статуса авторитетных научных организаций, попытки низведения их до некого «клуба ученых», который в общем-то мало что будет решать.

Характерная черта «ливановского почерка» еще и в том, что сердцевиной всех преобразований является имущественный вопрос. Мы слышим благие речи о том, что, дескать, обновленную Академию надо избавить от необходимости заниматься «несвойственными функциями управления имуществом». Реформаторы намерены создать некое агентство при правительстве, которое займется этим будто бы исключительно для того, чтобы ученые получили возможность полностью погрузиться в научно-исследовательскую работу. Но можно заранее предвидеть проблемы, которыми все эти «благодеяния» грозят обернуться. Ученым и исследователям всякий раз придется ходить на поклон к чиновникам или хозяйственникам и доказывать, почему им нужен именно этот научный прибор или реактив. Да что там говорить: они окажутся несамостоятельны даже при решении вопросов самого мелкого масштаба – на уровне какой-нибудь пачки писчей бумаги или канцелярских скрепок.

А кроме того, не кажется ли Вам, что прототип этого самого «агентства по обслуживанию РАН» мы уже видели в несколько иной сфере? Я имею в виду печально известный «Рособоронсервис», который тоже создавали в Минобороны для того, чтобы освободить военных от «несвойственных» им функций. Однако вместо пользы мы получили множество мошеннических схем по распродажам государственного имущества задешево. Не повторится ли та же самая история и в случае с огромным массивом имущества, находящимся ныне в пользовании РАН? В любом случае риск коррупциогенности всей этой затеи очень велик.

Из финансово-экономического обоснования к законопроекту о реформе РАН, который внесен Правительством РФ в Госдуму, вытекает, что сумма дополнительных бюджетных ассигнований на реформу Российской академии наук составит более 500 миллионов рублей. Судя по всему, это расходы на разного рода реорганизационные и ликвидационные нужды, выплаты сотрудникам, которых затронет маховик реформы. Но вот другой цифры от ее авторов мы, к сожалению, не слышим. Я имею в виду: увеличится ли в итоге финансирование российской науки и насколько? А ведь именно в этом – ключ ко всему! Мы в 2-3 раза отстаем по доле ВВП, направляемой на научные исследования, от США, Японии, Германии и других развитых стран. Именно в этом корень зла! Именно отсюда и недостаток конкурентоспособности, и отсутствие стимулов для молодежи идти в науку, и дефицит ярких научных достижений. Но вся идеология нынешних предложений по реформированию РАН и других академических структур ничуть не приближает нас к решению этой проблемы. Скорее – отдаляет.

По сути мы видим очередную попытку «сэкономить» на науке. Вот только очень уж дорогой может оказаться эта экономия! Что произойдет, если отдать фундаментальную науку во власть чиновников, можно наглядно увидеть на примере многих ведомственных, прикладных научно-исследовательских институтов, значительная часть которых давным-давно разгромлена и разграблена.

Позиция СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ принципиальна и взвешена: систему РАН реформировать надо, но реформировать умно, бережно, аккуратно, без ненужной спешки, ни в коем случае не выплескивая, как говорится, «воду из ванны вместе с ребенком». Грубый демонтаж этой системы способен отбросить Россию на обочину научно-технического прогресса, лишить возможностей инновационного роста, подорвать обороноспособность и безопасность страны. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ не поддержит предлагаемый вариант реформы РАН, потому что он поспешен, безответственен, деструктивен и чреват тяжелейшими потрясениями для отечественной науки, которая и без того находится в сложной ситуации. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру