Артем Савельев в детской деревне стал обычным ребенком

Сейчас 11-летний подросток, некогда отправленный самолетом из Америки в Россию, растет в семье с мамой и папой

Систему воспитания сирот в России ждут большие изменения. Это уже факт. Президент Путин подписал соответствующий указ и поручил своим подчиненным сделать всё, чтобы максимально приблизить форму воспитания детей к семейной. То есть «создать семейные детские дома квартирного типа и детские деревни». В этой связи все резко обратили внимание на «детские деревни SOS», которые функционируют в России вот уже 17 лет. В одну из них после мытарств по детдомам попал отправленный назад в Россию американской мамашей Артем Савельев.

Сейчас 11-летний подросток, некогда отправленный самолетом из Америки в Россию, растет в семье с мамой и папой

Модель детских деревень SOS существует в мире вот уже больше 100 лет и функционирует в 133 странах. Принцип простой — строятся небольшие коттеджные поселки (около 10-14 домов в каждом) и в каждый такой заселяется семья: приемная мама (а иногда и папа) и 6-8 детей разных полов и возрастов. И они живут как обычные семьи: дети помогают маме, учатся в обычных школах, ходят в обычные поликлиники.

— Такая форма воспитания — наиболее социально адаптирована. То есть у выпускников детских деревень нет проблем с адаптацией в среде во взрослой жизни, — говорит директор российского комитета «Детские деревни - SOS» Николай Слабжанин.

В России функционируют 6 деревень и 5 домов молодежи (место, куда переезжают выпускники после 18 лет и где их готовят к самостоятельной жизни). Все деревни полностью построены на деньги пожертвований, в том числе и иностранных. Например, в одной из деревень 6 домов полностью оплатили норвежские пенсионеры из города Брюг. В таких деревнях воспитывается в настоящий момент около 600 детей. А около 2000 ребят сотрудники деревень SOS патронируют — это касается детей, живущих в кризисных семьях.

«У нас существует такой проект «Укрепление семьи», — рассказывает Николай Слабжанин. — Мы работаем с кризисными семьями и помогаем их сохранять себя и своих детей, а не доводить дело до лишения родительских прав».

Проект «Детские деревни - SOS» показывает отличные результаты. «Все наши выпускники, - а их за годы работы около 200 человек — нормальные люди, учатся, работают, создают семьи и ни разу никто из них не отказался от своих детей (так называемая проблема повторного сиротства). Мы считаем, что это очень важный показатель», — говорит Николай Слабжанин.

Сегодня сотрудники детских деревень активно посещают заседания Госдумы и общественного комитета, консультируют координационные советы, многих глав регионов, дабы реализовать Стратегию детства-2012. «И знаете, к нам прислушиваются, — улыбается директор. — Мы считаем, что при правильном нормативно-правовом регулировании и соответствующей политической воле возможно лет за 5 полностью внедрить в стране семейную форму воспитания. Кстати, Белоруссия и Казахстан уже несколько лет идут по этому пути».

Кроме очевидных воспитательных плюсов деревень, они еще и в 4 раза выгоднее экономически. «В нашей системе на трех сирот приходится один сотрудник. А не наоборот, как в государственных детских домах», — говорит советник по персоналу российского комитета «детские деревни - SOS» Елена Орлова. — Это позволяет существенно снизить затраты. Если в среднем по России содержание сироты обходится налогоплательщикам в 2 миллиона рублей в год, то на воспитание ребенка в SOS-семье мы тратим около 400 тысяч. Этот факт особенно заинтересовал нескольких глав регионов».

Кстати, в подмосковной деревне SOS Томилино воспитывается и небезызвестный сирота Артем Савельев, отправленный приемной американской матерью в самолете обратно в Россию. После возвращения на родину мальчик побывал в нескольких детских домах, нигде не прижился и в итоге попал в детскую деревню SOS. Здесь он находится уже более полутора лет. Сейчас ему 11 лет, он воспитывается в семье, где есть и мама и папа и еще шестеро детей. «Честно скажем, очень сложный был ребенок, — вздыхает Елена Орлова. — И именно это пристальное внимание СМИ сыграло пагубную роль помимо всего прочего. Понимаете, то он был никем, никому не нужный, а то вдруг стал звездой. Но теперь он обжился, напитался любовью и стал обычным ребенком. Хорошо учится в школе, любит кататься на велосипеде. Никаких особенностей за ним мы не замечаем».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру