Кто рискует, тот... пьет

Владимир Тюрин, главный терапевт города Москвы: «В жаркие дни количество жидкости в организме уменьшается, что ведет к сгущению крови и сердечно-сосудистым катастрофам»

Август в столице, если верить прогнозам, ожидается жарким. Как при этом вести себя людям групп риска, чтобы уберечь свое сердце и вообще организм от перегрузок? В 2010 году, как известно, во время аномальной жары смертность в Москве увеличилась в два раза по сравнению с другими годами. Много ли в нынешнее лето в нашем городе случаев с инфарктами и инсультами? И можно ли их избежать? Какие болезни были особенно опасны для москвичей этим летом? Как изменилось медицинское обслуживание москвичей в результате объединения районных поликлиник в амбулаторно-поликлинические центры?

На эти и многие другие вопросы читателям «МК» в режиме онлайн-конференции ответил главный терапевт Департамента здравоохранения г. Москвы, д.м.н. Владимир ТЮРИН. Пользуясь случаем, и мы задали Владимиру Петровичу свои вопросы.

Владимир Тюрин, главный терапевт города Москвы: «В жаркие дни количество жидкости в организме уменьшается, что ведет к сгущению крови и сердечно-сосудистым катастрофам»

«На первом месте — ишемическая болезнь сердца»

— Владимир Петрович, есть ли статистика о количестве в этом году в нашем городе смертельных случаев с инфарктами и инсультами? Можно ли их избежать в жару? И если да, то как?

— В этом году, что касается инфарктов и инсультов, существенной разницы в смертности между летними показателями и другим временем года нет. По всем сердечно-сосудистым и другим заболеваниям ежемесячно и ежегодно ведется статистический учет. В том числе и летом. К счастью, в этом году, так как не было аномальной жары, никакие показатели на этот счет не зашкаливают. Хотя действительно жаркая погода сопряжена с тем, что представители групп риска, пожилые люди чувствуют себя намного хуже. И это объяснимо: количество жидкости в организме уменьшается, что ведет к сгущению крови. Поэтому первое: в жаркие дни необходимо постоянно маленькими глотками пить жидкость, чтобы восполнить ее потерю в организме. Вторым условием, способствующим уменьшению сердечно-сосудистых катастроф, является поддержание артериального давления в норме, контроль за ним, прием кардиопрепаратов, которые препятствуют развитию сердечно-сосудистых катастроф.

— А как спасаться от солнечной радиации, если жара все же в Москву нагрянет, как это случилось на днях в Европе? Южный циклон вроде уже движется к нам.

— Постараться быть на улице только в ранние утренние часы и после 16 часов. А в активные солнечные часы (особенно в полдень) не находиться под прямыми лучами солнца, когда больше всего можно получить перегревание организма. А главным условием, предупреждающим тепловые и солнечные удары, является то, что одежду в это время надо носить из легкой хлопчатобумажной или льняной ткани; обязательно носить головной убор. А так как в жаркую погоду увеличивается теплоотдача и испарение жидкости с поверхности тела, восполнять эти потери с помощью обычной питьевой воды и других прохладительных напитков. В первую очередь пить зеленый чай, соки из цитрусовых плодов (лучше всего — апельсиновый).

— Какие болезни опасны для москвичей этим летом? Ведется ли статистика увеличения заболевания по тем или иным болезням? И как их предупредить?

— Летние месяцы всегда сопряжены с инфекционными заболеваниями. Известно: чем жарче лето, тем больше инфекционных заболеваний. Если вести речь о кишечных, пищевых инфекциях, то их по определению больше всего летом. И нужно соблюдать элементарные правила гигиены: мыть руки после прихода с улицы, тщательно промывать овощи и фрукты, не употреблять в пищу продукты с просроченными сроками хранения. Особенно это касается пирожных, тортов, готовых полуфабрикатов...

— Владимир Петрович, вы главный терапевт Департамента здравоохранения города Москвы уже более года. Какие заболевания терапевтического характера на сегодняшний день больше всего мучают москвичей?

— В Москве, как и во всей стране, основной проблемой здравоохранения являются болезни сердечно-сосудистой системы. На первом месте — ишемическая болезнь сердца и цереброспинальные болезни (в первую очередь инсульты и инфаркты). Поэтому именно этим болезням мы посвящаем наибольшее внимание. Здравоохранением столицы в нашем городе в последние год-два организованы сердечно-сосудистые центры, в которых оказывается неотложная помощь при остром коронарном синдроме, в том числе при инфарктах миокарда, и неотложная помощь больным с инсультами.

— Приходилось ли вам за это время обращаться с какими-то вопросами (предложениями) в Департамент здравоохранения или в правительство Москвы для решения острых проблем, которые испытывают сегодня москвичи? Или все решается само собой, благодаря принятой обширной городской программе здравоохранения?

— Основным из направлений работы главных специалистов города является обучение врачебного состава поликлиник и стационаров. Этой работе главные специалисты Департамента здравоохранения Москвы уделяют особое внимание. На учебе мы доводим до врачей последние и российские, и общепринятые мировые рекомендации, особенно касающиеся улучшения диагностики заболеваний и результатов лечения. Вот по этим вопросам мы и обращаемся в Департамент здравоохранения, проводим конференции, обучающие семинары, школы, куда приходят наши коллеги. Например, в Москве есть кардиологическая служба, которая организует прием больных в поликлиниках, а пациентов с выявленной патологией направляет в специализированные кардиостационары, где им и оказывается помощь.

«Вновь создаваемые в столице пункты здоровья больше должны заниматься профилактикой заболеваний»

— Владимир Петрович, вы затронули вопрос кадров… В Москве началась распродажа нежилых помещений для организации пунктов здоровья в жилых домах под названием «Доктор рядом». Но специалистов нет. Как вы относитесь к этому? Ведь всем известно: кадровая проблема в Москве стоит остро, не хватает многих врачей. Откуда их взять, чтобы посадить еще в пункты здоровья «Доктор рядом», если кадров не хватает даже для поликлиник? Не будет ли это очередной профанацией или сбором денег с несчастных стариков частными врачами?

— Основным направлением деятельности Департамента здравоохранения нашего города является предупреждение заболеваний у москвичей. Но разветвленная поликлиническая сеть и сеть стационаров столицы занимаются лечением уже заболевших пациентов, имеющих различные страдания. Думаю, пункты здоровья «Доктор рядом» должны быть нацелены больше на профилактику заболеваний. По принципу центров здоровья, которых в последние 2—3 года были открыты десятки по Москве (в том числе и детских). Они направлены на формирование у населения здорового образа жизни: занятия физкультурой, дворовым спортом. В эти центры могут обращаться здоровые люди, чтобы определить факторы риска развития болезней, сдать анализы, провести диагностические исследования. На мой взгляд, все новые центры и пункты здоровья больше должны заниматься не лечением заболеваний, а именно их профилактикой.

Хотелось, чтобы в них больше обращались молодые, чтобы в будущем предупредить развитие у себя сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической болезни. Чтобы они вовремя предупредили ожирение, сбросили вес и у них в молодости не развился сахарный диабет, особенно у тех, у кого есть наследственная предрасположенность. Для этого сейчас в Москве и создается разветвленная сеть центров и пунктов здоровья.

— Большинство районных поликлиник в Москве превратилось в филиалы амбулаторно-поликлинических центров. И в них исчезли узкие специалисты, поликлиники теперь не будут оснащаться новым оборудованием. Выходит, медуслуги шаговой доступности намеренно отодвинули. Жалобы в редакцию идут от того контингента, который как раз и пользуется районными поликлиниками. А это в абсолютном большинстве люди очень старые. И добираться до вновь созданных медцентров на транспорте, да еще нередко с пересадками, они просто физически не в состоянии... Ваше мнение?

— Совершенно верно, проблемы есть. В некоторых объединенных амбулаторно-поликлинических центрах уже учли этот фактор и организуют выездные бригады специалистов в нынешние филиалы поликлиник. Врачи приезжают в эти поликлиники и ведут консультативный прием населения. А в те амбулаторно-поликлинические центры, которые расположены близко к филиалам поликлиник, пациенты добираются сами.

— В этом году в Москве будет проходить диспансеризация населения — только работающих, только школьников или всех подряд? А может, как было раньше: врачебные бригады будут выезжать на предприятия к работающим, чтобы на ранней стадии выявить у них заболевания? Особенно онкологические, которые в нашей стране зачастую определяются на последней стадии, когда помочь человеку уже невозможно?

—По новым правилам Минздрава диспансеризация всего населения в поликлиниках теперь будет проводиться один раз в три года. А в промежутках между этими годами будут проходить контрольные осмотры, лабораторные и инструментальные. Причем Минздрав уже выпустил приказ о том, какие методы исследования будут проводиться, в каком возрасте и в какие годы. В том числе и с онкологическими проблемами. Поэтому программа диспансеризации, в том числе и в Москве, расписана не только по годам, но и по возрасту.

— Стандарты оказания медицинской помощи населению в Москве будут свои или медработники будут пользоваться теми стандартами, которые разработал Минздрав?

— Обязательными для всей России являются стандарты Минздрава. Какие-то коррективы, конечно, возможны, и они, с учетом московской специфики, будут вноситься. Но не хотелось, чтобы стандарты, которые написали одни академики, исправлялись другими академиками.

— А разве к разработке стандартов медицинской помощи москвичам не привлекали специалистов из поликлиник, больниц?

— Для этого хватает главных специалистов, которые изучали стандарты, разработанные Минздравом применительно к Москве.

«В 1950—1960-е годы полстраны играло в волейбол именно потому, что спортплощадки были приближены к людям»

— Владимир Петрович, 1 июня с.г. вступил в силу принятый Госдумой закон «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». На ваш взгляд, он уже действует или опять будет внедряться в течение 10—15 лет? Вы верите в этот закон?

— Я верю в благоразумие нашего населения, потому что курение — это все-таки не только рак легкого, это инсульты, гипертоническая болезнь, опять же тот самый инфаркт. Поэтому за курением тянется большой шлейф человеческих бед. И не зря наше правительство озабочено проблемой: как увеличить среднюю продолжительность жизни россиян? По сравнению с японцами, например, мы очень сильно отстаем в этом плане.

— А что нужно сделать, чтобы этот закон быстрее заработал? (В течение 20 лет его пытались принять и, наконец, приняли.) Но не получится ли так, что на раскачку вновь уйдут десятилетия? Чего, на ваш взгляд терапевта, сегодня не хватает, чтобы закон быстрее заработал?

— Наверное, необходимо больше пропаганды здорового образа жизни, социальной рекламы в СМИ. А также публичной оценки специалистами вреда курения, который приносит, казалось бы, вот эта ничего не значащая привычка. Если население, а особенно молодежь, будет понимать, что за этим «безобидным» пристрастием стоят большие беды, то иначе станут и относиться к курению. Ведь ежегодно в мире из-за курения умирают от рака легкого тысячи и тысячи людей. И обычная сигарета становится причиной таких грозных заболеваний, как инфаркт и инсульт, причем в молодом возрасте, что и происходит сегодня. Наверное, и молодые люди задумаются: а надо ли курить?

Считаю, намного лучше и приятнее заниматься физкультурой и спортом, играть в волейбол, чем умирать от рака. Но вы видели где-то в городе волейбольные площадки во дворах жилых домов? Да сегодня их просто днем с огнем не найдешь! А если вспомнить 1950—1960-е годы, полстраны играло в волейбол именно потому, что спортплощадки были приближены к людям. Но физкультура за последние годы отодвинулась от населения, и мы пожинаем плоды: смертность населения. Многое из того, что было доступно всем, стало платным.

— В вашей ли компетенции «продвинуть» социальную рекламу по здоровому образу жизни? Могли ли бы вы поставить этот вопрос перед Департаментом здравоохранения или даже перед правительством Москвы?

— Вместе со Здравпросветом мы подготовили и напечатали большие плакаты о вреде курения, и эта наглядная агитация сейчас висит во всех поликлиниках Москвы. Чтобы приходящие туда люди в ожидании приема врачей могли почитать эту информацию. И задумались о целесообразности курения, а также о контроле за артериальным давлением и о необходимости регулярного лечения гипертонии. Гипертоническая болезнь собирает очень большую жатву.

— Сегодня хотя и со значительным опозданием, но начали обращать внимание на пьющих. Алкоголь, наверное, приносит не меньше вреда, чем курение. На ваш взгляд, не нужно ли в Москве возрождать вытрезвители? (Их уже возродили в некоторых городах России.) Или есть другие действенные способы в борьбе с алкоголиками и пьянством вообще?

— Самая-то страшная алкогольная беда в России — потребление суррогатов. То, что позволяет забрасывать на рынки нашей страны много фальшивой водки. Вдумайтесь: ежегодно от отравления алкоголем в России умирает до 30 тысяч человек (практически столько же, сколько умирает на дорогах при ДТП). К сожалению, в Москве мне эта цифра неизвестна.

— И что делать? Возвращаться к вытрезвителям? Как известно, не так давно их упразднили, и пьющие стали головной болью врачей. Но помещать буйных алкоголиков в палаты больниц, где лечатся обычные пациенты, — это же сущее наказание и для врачей, и для больных. Вы не считаете, что алкоголиков нужно вернуть под контроль полиции — от врачей и от больных пациентов подальше?

— Вытрезвители, считаю, не помогут. Нужно найти и уничтожить алкогольные заводы, которые производят суррогаты. Считаю, сегодня в них самое страшное зло, если говорить об алкоголизме в России. Хотя я, так же как и вы, дилетант в данной теме. Это не мой хлеб, у нас есть наркологи, психиатры, они этим должны заниматься.

— По всем направлениям есть другие специалисты... Мне интересно знать вашу личную точку зрения по вопросу: должны ли врачи заниматься буйными алкоголиками? Это же чудовищно, что алкоголиков теперь поселяют рядом с больными людьми в стационарах. На мой взгляд, это чудовищно.

— С этой проблемой я не сталкивался. Вообще для лечения алкоголиков есть наркологические и психиатрические больницы: для буйных нужно вызывать психиатров, а тихие пусть лечатся дома.

— Владимир Петрович, давайте уйдем от проблем. Хотелось бы от вас услышать что-то позитивное, касающееся московского здравоохранения. Отпущены большие бюджетные деньги для этого...

— В нашем городе я вижу большие подвижки с оснащением медучреждений. Сегодня московская медицина очень хорошо перевооружена технически и идет активное освоение этой техники врачами и другими медработниками. В Москве действуют консультативно-диагностические центры, которые тоже обеспечены современной аппаратурой и где проводятся исследования серьезных заболеваний. Еще совсем недавно это делали только в стационарах. А сейчас многим больным нет необходимости госпитализироваться, чтобы сделать редкие методы обследований: МРТ, КТ и др. Считаю, это большое благо, что медицина Москвы значительно продвинулась вперед. И в амбулаторно-поликлинических центрах есть компьютерная и магнитно-резонансная томография, можно выполнить эхокардиографию, если в этом есть необходимость. Департамент здравоохранения, я считаю, проделал огромную работу по оснащению и запуску этой аппаратуры в постоянную эксплуатацию.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру