Будущие звезды физики учатся в Москве

«Участнику самому приходилось решить, какое оборудование он будет использовать»

23.12.2013 в 18:45, просмотров: 3882

В начале декабря в Москве прошла Первая международная олимпиада по экспериментальной физике для старшеклассников — IEPHO-2013. Особенность этой олимпиады заключается в том, что она состоит только из экспериментальных задач высокой сложности. В олимпиаде приняли участие 170 школьников 8–11-х классов из 6 стран — России, Белоруссии, Армении, Казахстана, Болгарии, Словакии. Один из лучших результатов показали московские школьники.

Будущие звезды физики учатся в Москве

Наш собеседник — тренер и руководитель сборной Москвы на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физике Илья Лукьянов.

— Почему возникла необходимость в проведении олимпиады по экспериментальной физике?

— Во-первых. Физика — это наука, критерием истинности в которой является эксперимент. Мы можем делать теоретические выкладки, решать задачи, но без проверки экспериментом они не могут быть признаны истинными. Такая олимпиада позволяет приблизить школьников к научной деятельности. Во-вторых. Олимпиады любого уровня включают в себя две части: теоретическую и экспериментальную. Реальность школьной подготовки на местах такова, что ребята показывают сильный уровень в теоретической части и более слабый — в экспериментальной. Поэтому такое выведение экспериментальной части в отдельную олимпиаду помогает школьникам подготовиться к международным соревнованиям.

— Какие задания были даны ребятам?

— Специальное жюри подготовило для олимпиады 24 задачи по экспериментальной физике. В олимпиаде могли принять участие школьники 8–11-х классов: это разный уровень подготовки, разный уровень теоретических знаний. Поэтому задачи составлялись с учетом возраста ребят. Каждый ребенок решал 6 задач. Некоторые задачи требовали исследовательской работы на конкретном оборудовании, но были и такие задания, когда участнику самому надо было решить, какое оборудование он будет использовать, разработать самому ход эксперимента. Работали участники в отдельных кабинках, закрытых с четырех сторон тканью. После тура оборудование менялось.

— Как вы оцениваете сложность заданий?

— Легких олимпиад не бывает — это как в спорте. Вопрос в подготовке олимпийца. В нашей олимпиаде приняли участие очень сильные ребята со всей России и из некоторых зарубежных стран. Могу сказать, что школьникам из 8-х классов было реально трудно. Но после каждого тура дети выходили ободренными, делились впечатлениями. Чувствовалось, что решать такие задачи им интересно.

— Как отбирались ребята на олимпиаду?

— В этой олимпиаде не был предусмотрен жесткий регламент. В ней могли принять участие сборные городов, стран, учащиеся физико-математических классов. Главное, чтобы они показали достойный результат в местных, региональных олимпиадах по физике.

— В олимпиаде принимали участие школьники из других стран. Как решался языковой вопрос?

— Нам помогали волонтеры из Института иностранных языков им. Мориса Тореза. Все задачи были переведены на английский язык, а делать перевод на родной язык или нет, решал руководитель группы.

— Как вы оцениваете результаты олимпиады?

— Очень хорошие результаты показали школьники из тех центров, где идет очень серьезная подготовка по физике. Это такие города, как Москва, Новосибирск, Челябинск. Особо хочется отметить Республику Мордовию. На олимпиаду были выставлены две команды: сборная физико-математического лицея и сборная республики. Они показали очень хорошие результаты, так как уже несколько лет в республике идет серьезная работа с одаренными детьми.

— А какие результаты показали школьники Москвы?

— Московские школьники показали один из лучших результатов. 69 участников заняли призовые места, из них 18 — московские школьники. Причем интересно, что 10 из них — учащиеся одной школы — школы №1329. Это не случайно. В этом году школа производила дополнительный набор в 8-е и 10-е физико-математические классы. Проводился вступительный экзамен, собеседование. В классы попали очень сильные ребята из других московских школ.

— Будущее у олимпиады есть?

— Конечно, есть. Такие олимпиады нужны российской науке, они задают новую высоту. Поэтому очень надеемся, что будут и вторая, и третья олимпиады по экспериментальной физике. Я не знаю на планете ни одной олимпиады подобного уровня.