Регата больших парусников на Черном море развеселила небоевых дельфинов

Хранители секретной формулы, или Альдебаран на десерт

Русский характер в море — как в капле воды. Однажды в Суэцком канале знакомые моряки встретили лодочку типа «Кадет» со старцем в сатиновых трусах. На таких лодках дети учатся ходить по Рыбинскому водохранилищу. «Иду я в Австралию, — поведал дедушка. — Бабка дома достала, нет мочи». До Австралии с таким резоном, конечно, он не мог не дойти. Дошел же в девяностые махачкалинец Евгений Гвоздев на пятиметровой яхте. И не только до Австралии. 58-летний Гвоздев провел в кругосветке четыре года, причем на старте у него было с собой ровно $100.

Паруса делают с людьми чудеса, подозревала я. Поэтому с большим любопытством отправилась в Черноморскую регату больших парусников.

Хранители секретной формулы, или Альдебаран на десерт

Вечером 2 мая в порту Варны корабли готовились к отплытию. В иллюминаторах британской «Йоханны Лукреции» под музыку Тома Уэйтса мельтешили загадочные тени. Болгарская «Калиакра» делала круг почета с президентом Болгарии и сочным фуршетом на борту. Пакистанцы-военные с «Рах Наварда», при бородах в аршин, парами гуляли по набережной, парадоксально держась за руки.

На российских же судах было не до баловства. Четыре мегапарусника «Мир», «Надежда», «Седов» и «Крузенштерн», полные курсантов, удивляли размерами и дисциплиной. В кои-то веки им предстояло соревноваться между собой, да еще в Черном море, да еще с заходом в Новороссийск и Сочи. SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2014 впервые проходит при участии русских организаторов, а судит такие регаты международный гоночный комитет.

СПРАВКА "МК"

У России самый большой в мире флот мегапарусников, но все они построены за границей. Гигант из гигантов — «Седов» (бывший немецкий барк Magdalene Vinnen II, спущен на воду в 1921 году, перешел к нам по репарациям). Длина — 122 м, порт приписки — Мурманск.

«Крузенштерн» тоже родом из Германии (экс-«Падуя», 1926 г.р.). Длина — 114 метров, порт приписки — Калининград, принадлежит Балтийской академии рыбопромыслового флота.

«Надежда» (Владивосток, Морской университет имени Невельского) и «Мир» (Питер, Морская академия им. адмирала Макарова) чуть меньше по размерам, а строили их специально для СССР в Польше, в 1980–1990-е.

Чтобы попасть в регату, «Надежда» вышла из Владивостока в феврале. Считай, половина кругосветки. На палубу «Надежды» мы сразу и зарулили. Я немедля ее полюбила. Из-за мальчиков-курсантов. Платонически, конечно. Поговорить с этими мальчиками — как надышаться морским воздухом. В 16–17 лет они не знают, кто такие хипстеры, зато зверски хотят стать штурманами. Они на голубом (буквально) глазу рассказывают, что в первый раз лезть на реи даже со страховкой было не «вау». Но им объяснили: лучшая страховка — страх, и теперь все о′кей. Не стесняются парни и морской болезни, ну а что, ею и Гончаров страдал на «Палладе», бывает.

Единственная их стоянка в пути была во Вьетнаме, но можно считать, например, что они были в Египте — проходили же Суэц...

И рассказ их нехитрый, и на вопросы они отвечают с детской еще открытостью, но факт: мальчики с «Надежды» дадут сто очков вперед нежным московским старшеклассникам, которые познают жизнь по iPad. А главное — они вряд ли способны на подлость, морские мальчики. Таких выбирают на парусную практику и так их тут воспитывают.

Полезную, кстати, фразу мне подарили бывалые друзья. Из области воспитания на флоте новичков, которые не слушают старших: «Эх ты, карасина ушатая, у тебя еще домашние пирожки из попы торчат, а у меня попа давно в ракушках».

Вряд ли подобное говорили Маше Нищевой, третьему помощнику капитана на «Крузенштерне». Маша училась в Ейске, в рыбопромышленном техникуме, а теперь сама учит курсантов. Начальство на Машу не нахвалится. И с личной жизнью повезло: ее молодой человек на «Крузенштерне» — старший матрос. Радист. Поэтому любимая женскими журналами тема «позвонит — не позвонит» не актуальна. Радирует, если что...

«Крузенштерн» — судно представительное, но с юмором. Тут любят поразыгрывать. Старпом по учебной работе Сергей Усанков сознался: на проходе под мостами где-нибудь в городах новичков просят защитить головы ведрами, вдруг что сверху бросят. Дык надевают и ведра!

Памятен также эпизод перед мысом Горн. Не желающим болтаться в бурных водах предложили экскурсию на ослах через горы с посещением легендарной Эль-Дурейки. Несколько человек записались. В утешение за легковерие получили дипломы на ватмане с ослами и Дурейкой...

Нам предстояло идти не к мысу Горн, а для начала в Новороссийск. На баркентине Running on Waves («Бегущая по волнам»), со специальной миссией. Ранг штабного судна регаты подразумевал: 1) если в пути будет какое ЧП с участниками, мы придем на помощь; 2) на борту находятся судьи с аппаратурой для гоночного контроля.

Cудей Tall Ship Races на кривой козе не объедешь. Участникам гонки идти можно только под парусами. Никаких движков, забудьте. Управление — исключительно вручную (а у «Седова», к примеру, за штурвалом должны стоять четыре человека, иначе не повернуть).

Вдобавок судьи — Хранители Секретной Формулы. «Как может рыболовецкий шлюп, построенный с 1895 году, на равных соревноваться с парусником макси-класса, созданным из экзотических материалов?» — вопрошает буклет для прессы. И сам же отвечает: «Может соревноваться!» Благодаря математической формуле, в которую заложен возраст корабля, размеры и еще масса факторов (они, собственно, и есть секрет, чтобы никто заранее под формулу не подладился). Короче, реальное время умножают на результат этой формулы. «Таким образом, по скорректированному времени самый медленный корабль теоретически может выиграть гонку», — утешает буклет.

Я, кажется, поняла секрет: записываться в регату надо на корабле года эдак 1492-го. Тогда можно просто никуда не идти. Победа обеспечена. Но «Санта-Мария» Колумба, увы, не сохранилась.

К тому же на «Санта-Марии», в отличие от Running on Waves, не было телевизоров и душа в каютах, системы, смягчающей качку, водных лыж, джакузи на палубе, опреснителей и манящего камбуза, откуда в кают-компанию приносят вкусности для шведского стола. Не было там и боцмана Алексея, которому с его внешностью давно пора сниматься в Голливуде, но он с этим делом все тянет.

Впрочем, Алексей уже участвовал в съемках сериала «Корабль» — на «Бегущей по волнам» они и происходили. Роль капитана сыграл Дмитрий Певцов, и следы его кроссовок на палубе хотели было оставить для истории. Но боцман, сказав «порядок есть порядок», следы безжалостно выдраил.

«Бегущую по волнам» построили в 2011 году по эскизам российских дизайнеров. Это единственное современное судно класса А, чьим появлением мировое парусное братство обязано россиянам. Поэтому было вдвойне приятно сидеть среди тепла и уюта в капитанской рубке с космической техникой, следя по радару, как справляются с регатой другие корабли.

Вначале крупно не повезло «Седову». Стремительный в океане, он долго не мог разогнаться и отойти от Варны. Зато «Калиакра» рванула вперед как бешеная. Главное дело — правильно понять ветер, спрогнозировать, куда он будет дуть, и «точечно настроить» паруса. Ходят легенды про неких навигаторов из Австралии, которые чуют ветер мочками ушей. Может, их научил Гвоздев из Махачкалы?

Между тем наш капитан Юрий Кущенко, который раньше служил на паруснике «Товарищ» (этот барк, бывший немецкий «Горх Фок», перешел после развала СССР к Украине, которая не нашла денег на ремонт и продала барк обратно Германии), решил не быть пассивным наблюдателем. Юрий Алексеевич поставил табу на движок, и всю ночь с палубы слышались морские термины, означающие нюансы постановки парусов.

Running on Waves мчалась, как самка гепарда за добычей. Боцман Алексей не покладал рук и ног, взбегая по вантам. Пассажиры фотографировали вино в бокалах, накренившееся вместе с кораблем на заметно большее количество градусов, чем на этикетке. И мы бы всех обставили, да! Если бы не были штабным судном. Строгие Хранители Формулы испортили всю малину, попросив включить двигатель. Если остальным это запрещено, то судьям, наоборот, необходимо: чтобы не быть ни впереди, ни сзади, а контролировать регату посерединке.

Зато всю дорогу нас сопровождали дельфины-белобочки, очень веселые. В Черном море есть еще афалины, они посерьезнее. Эти, наверное, затаились, прослышав про грядущее боевое обучение.

Я болела за «Надежду». Они с «Миром» шли ноздря в ноздрю. Уже потом нам рассказали, что их экипажи боролись за победу до изнеможения. Невозможно было толком пообедать — с таким креном шли. А иначе ветер не поймаешь.

Вдруг прилетело сообщение с «Крузенштерна»: у моряка аппендицит, барк снимается с гонки, идет в Севастополь. На «Крузенштерне» есть операционная: когда до берега быстро не доберешься, несколько человек держат врача, несколько — пациента, чтобы в качку ничего не дрожало. Но Севастополь-то рядом, и респект капитану за то, что здоровье подчиненного он предпочел регате. Впрочем, «Крузенштерн» и так собирался после Новороссийска встретить в Севастополе День Победы. Аппендицит победили, День Победы встретили. Ура!

А мы 9 мая пришли в Новороссийск. Тут подоспели и предварительные результаты первого этапа: лидирует «Надежда».

Новороссийск подкупил. «Подходит к нам мужик. И спрашивает: «Не видели, где здесь урна? Мне бы выкинуть окурок», — рассказали первыми сошедшие на берег пассажиры. Центр действительно выглядел так парадно, что бросать окурки мимо урны не хотелось.

В порту начался аншлаг. Не оправдались предсказания составлявшего нам компанию фотографа-мариниста, который сам парусники любит, но пессимистически утверждает: у нас в массах не развита культура восприятия морских, так сказать, мотивов. Что-то забыли, а что-то еще не распробовали. Коллега вспоминал регату в Гамбурге, где старушка-посетительница взобралась на мачту, откуда ее снимали краном.

Нет, в Новороссийске вышло не хуже. Ко всем парусникам, открытым для публики, стояли очереди. За день пришли посмотреть 100 000 человек! Кран ни одному не понадобился, к счастью.

Когда после долгого плавания ступаешь на землю, по инерции еще покачивает. И хочется скорей обратно в море, чтобы опять паруса, дельфины, Альдебаран, который старпом так любит показывать пассажиркам на звездном небе. А пора на работу.

В четверг, когда снова заботили Украина и реформа муниципального управления, из Сочи пришли новости: регата благополучно добралась до олимпийской столицы. Победителей первого этапа — «Надежду» и небольшую по сравнению с ней, всего 13 с гаком метров, «Акелу» (Петербург, Морская академия имени Макарова) — поздравил лично Путин. А потом сходил на «Мир» и сфотографировался с курсантами.

Интересно, оставят следы президента на палубе или все-таки вымоют?

Узнаем после второго этапа регаты. В воскресенье все уходят в Констанцу. Счастливые...

Черное море, белые паруса: регата на борту «RUNNING ON WAVES»

Смотрите видео по теме

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26525 от 17 мая 2014

Заголовок в газете: Хранители секретной формулы, или Альдебаран на десерт

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру