Новая формула городского такси

Московские власти поддержат легальных перевозчиков рублем

29.05.2014 в 10:00, просмотров: 2535

Около месяца назад мэр Москвы торжественно вручил 40-тысячное разрешение на работу таксиста. Это событие стало для города своеобразной вехой: теперь по количеству пассажирских перевозчиков Москва перекрыла доперестроечный, советский уровень и сравнялась с Нью-Йорком. «Желтых» на дорогах города с каждым днем становится все больше — на их поддержку и развитие мэрия не жалеет ни сил, ни средств, и даже готова «доплачивать» таксомоторным паркам или индивидуальным таксистам возмещение на лизинговые платежи. «МК» разбирался, что выиграют от этого простые горожане.

Новая формула городского такси
Фото Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы: Е.Самарин

Такси в Москве стремительно набирает обороты. Специалисты считают этот вид бизнеса наиболее прибыльным и перспективным. Неудивительно, что сегодня к нему приковано внимание многих опытных и начинающих предпринимателей. Главное условие развития бизнеса на первом этапе – формирование автопарка, закупка авто. Закон о такси, вступивший в силу с 2011 года, жестко регламентирует внешний вид автомобилей такси и их техническое оснащение. Вместе с тем, согласно закону Москвы от 2013 кузовы такси должны быть выкрашены в желтый цвет и отмечены специальными «шашечками». Кроме этого необходимо иметь оранжевый фонарь и специальные номера. Только в этом случае таксист наделяется особыми преференциями - может ездить по выделенным полосам, парковаться на специализированных стоянках, получает доступ на автоматизированные линии у железнодорожных вокзалов и таким образом пополняет цех профессиональных перевозчиков. Техническое оснащение автомобилей такси тоже должно находиться в хорошем состоянии — это необходимое требование городских властей.

Легко ли быть таксистом?

Единственная возможность купить необходимое количество автомобилей, не вкладывая при этом большой суммы денег — это автолизинг. У нас в стране лизинг автомобилей для такси практикуется сравнительно недавно - последние два-три года, этим видом кредитования занимаются порядка 200 организаций.

Больше всего распространен долгосрочный лизинг с последующим выкупом по остаточной стоимости. В этом случае первоначальные финансовые вложения на авто будут для таксиста довольно скромными. Перед тем как получить автомобиль в лизинг нужно совершить авансовый платеж. Причем за автомобиль, предназначенный под такси, придется заплатить больше — примерно на 10%. Причина завышения — риск, связанный с деятельностью перевозчика. К этому добавляются особые правила страхования такси: КАСКО обычно стоит в два раза дороже, стоимость ОСАГО тоже увеличивается. Плюсом является то, что автомобиль, взятый в лизинг у специализированной компании, в целом обходится дешевле - лизинговая компания, как правило, располагает оптовой скидкой у дилера. Тем не менее получение автомобиля в лизинг для индивидуального предпринимателя или для небольшой транспортной компании — серьезное вложение.

Несколько месяцев назад Департамент транспорта города Москвы объявил о том, что намерен поддерживать добросовестных таксомоторных перевозчиков рублем: всем компаниям, работающим в соответствии с требованиями московского правительства из бюджета города будет предоставляться финансовая поддержка для возмещения части затрат на уплату платежей по договору лизинга легковых такси. Надо сказать, что подобная помощь оказывалась и ранее. В августе 2011 года в целях городской поддержки таксомоторных перевозок правительство Москвы приняло постановление №405-ПП, регламентирующее предоставление таксомоторным компаниям финансовых субсидий. Эти субсидии облегчали условия лизинга автомобилей такси – возмещали часть затрат на уплату лизинговых платежей. «Субсидию можно было получить лишь в том случае, если предмет договора лизинга не превышал 1,5 млн. рублей. А, как правило, таксомоторные компании оформляют один договор лизинга на несколько автомобилей, иногда - даже на несколько десятков автомобилей, и размер договора лизинга часто превышал разрешённую сумму, что, разумеется, приводило к отказу в удовлетворении заявки, - рассказал о неудачном опыте заместитель руководителя департамента транспорта Дмитрий Пронин. - В Департаменте транспорта признали, что критерии оценки заявок не были объективными, а пакет необходимых документов от заявителей оказался избыточно объемным. В 2012 году в Департамент транспорта поступило всего восемь заявок на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей. Субсидии были предоставлены четырём заявителям. Общая сумма составила 908 053 рубля. В 2013 году таких заявок было подано уже 20 штук. Субсидии были предоставлены 12 заявителям на общую сумму 5193 004 рубля. Субсидия распространялась на 822 автомобиля».

Тем не менее, в Департаменте транспорта предполагали сделать помощь в лизинге для таксистов. Именно поэтому вышли на правительство Москвы с предложением изменить регламент предоставления субсидий. Новый порядок предполагает существенно упростить предыдущую схему. Сегодня заявка на субсидию может быть оформлена на любое число автомобилей. Главное, чтобы стоимость каждого из них не превышала 1,5 млн. рублей. Существенно уменьшился и пакет необходимых документов, которые требуется предоставить для получения субсидии. От заявителя теперь не потребуют предоставлять копию свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, копию свидетельства о постановке на учет в налоговых органах, документы, подтверждающие отсутствие задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты, копию разрешения на осуществление таксомоторных перевозок в городе Москве, сведения об автомобиле, его техническом состоянии (экологичность, объем двигателя, цвет, марка, сведения о техническом обслуживании и ремонте автомобиля, периодичность контроля и др.), сведения о дополнительном техническом оборудовании автомобиля (кондиционер, ГЛОНАСС, навигатор, таксометр, количество пассажирских сидений, объем багажника и др.) и некоторые другие. Часть информации департамент запрашивает без участия заявителя посредством межведомственного взаимодействия с ФНС и другими госорганами.

Изменилась и формула расчета субсидии. По новой системе упразднен понижающий коэффициент – раньше в формуле учитывалось лишь две трети от ставки рефинансирования ЦБ РФ – теперь учитывается полная ставка. Таким образом, единые выплаты на погашения лизинговых платежей увеличиваются в 1,5 раза. Например, на автомобиль стоимостью 700 тыс. рублей выплаты будут следующими: за первый год компенсация составит 43768 рублей (ранее 29179 рублей), за второй год — 25948 рублей (ранее 17289 рублей), за третий год — 8128 рублей (ранее 5419 рублей). Итого общая сумма выплат составит 77846 рублей, в то время как по прежней формуле - 51897 рублей.

В Департаменте транспорта ожидают значительного увеличения выплат по субсидии в 2014 году — на эти цели из бюджета выделено 100 миллионов рублей. «Мы работаем над тем, чтобы городское такси стало полноценным городским транспортом для жителей. Сегодня мы создаем не только инфраструктуру для такси, но и условия для развития бизнеса в этой сфере. Субсидии позволяют нам поддерживать перевозчиков, которые недавно пришли на этот рынок или работают уже давно — работают честно и добросовестно. Теперь предприятия при нашей поддержке могут активнее обновлять свой автопарк», — сообщил заместитель руководителя Департамента транспорта Москвы Дмитрий Пронин.

Заявки на получение субсидии можно подать до 6 июня. Для получения субсидии необходимо предоставить копии учредительных документов перевозчика, документы о назначении руководителя и главного бухгалтера, справку о наличии и состоянии банковского счета. Полный перечень документов размещен на сайте департамента. Там же можно заполнить форму расчета размера субсидий, график погашения лизинговых платежей и форму заявки. Помимо этого Департамент транспорта самостоятельно запросит выписку из единого реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, справки от отсутствии просроченной задолженности по уплате налогов, сборов и других платежей.

«Желтые» — в приоритете

40-тысячное разрешение на работу такси, которое Сергей Собянин торжественно вручил в апреле нынешнего года на празднике «Новое такси», — это только промежуточный итог в развитии легального извоза в Москве. Всего городу необходимо порядка 55 тысяч официальных перевозчиков. Необходимое число разрешений Департамент транспорта Москвы планирует выдать к концу этого года. Мэр отметил, что в течение года власти примут решение, продолжать ли регистрацию такси в столице. «Мы установим верхнюю планку количества такси и усилим контроль за действием уже тех, кто получил лицензию», — сообщил Сергей Собянин. По его словам, ограничение количества лицензий позволит улучшить качество услуг и повысит ответственность перевозчиков.

Программа развития городского такси рассчитана на период до 2016 года. К этому времени городские власти планируют организовать полноценную таксомоторную инфраструктуру, а также полностью освободить Москву от нелегальных перевозчиков. «Мы будем продолжать работать над тем, чтобы такси чувствовало себя всё более и более комфортно, — сказал Сергей Собянин. — Это означает — будем выделять стоянки для машин, наводить порядок возле железнодорожных и авиационных вокзалов, давать возможность проезда по выделенным полосам для общественного транспорта, способствовать покупке новых машин и наводить порядок с нелегальными таксистами», — заявил Сергей Собянин.

Москвичам и официальным городским перевозчикам еще предстоит найти друг друга. По данным сервиса «Яндекс. Такси» 54% пассажиров пользуются профессиональными извозчиками только раз в месяц, преимущественно поздно вечером, ночью или по выходным. И только 3% пассажиров вызывают такси более десяти раз в месяц. Чаще всего это происходит по будням, больше всего вызовов регистрируется в утренние часы. Эти клиенты используют такси для поездок на работу или с другими деловыми целями. Городские власти способствуют тому, чтобы такси из элитного и малодоступного вида транспорта стало массовым и популярным. С развитием легального такси доля поездок на личном автотранспорте в центр снизится: транспортную доступность «последней мили» возьмут на себя профессиональные перевозчики. За последний год в столице было обустроено 373 стоянки такси, 63 из них находятся в платной зоне. За этот же период «из тени» вышло около 20 тысяч таксистов-нелегалов. Этому способствовали не только административные меры (за период с февраля 2013 года по февраль 2014 было «арестовано» 5675 автомобилей «серых извозчиков», 11792 бомбилы получили протоколы об административном правонарушении), но и объективные предпосылки. Желтые авто уже сегодня имеют право беспрепятственно ездить по выделенным полосам для общественного транспорта, а стало быть, оперативнее и быстрее развозят по городу клиентов. Кроме этого заработали автоматизированные линии и специализированные стоянки на железнодорожных вокзалах. Сегодня доступ легальных таксомоторов обеспечен на семи московских вокзалах — на Киевском, Ленинградском, Ярославском, Казанском, Павелецком, Рижском и Курском. После завершения реконструкции спецстоянки оборудуют на Белорусском вокзале, а после завершения строительства метро — на Савеловском. В ближайших планах — обеспечить свободный доступ таксомоторов на территорию автовокзалов, аэропортов.

В свою очередь столичное правительство упростило процедуру выдачи разрешений на таксомоторные перевозки. Документ бесплатно выдается на такси желтого цвета и действует в течение 5 лет на территории Москвы и Подмосковья. Причём с апреля 2014 года процедура выдачи разрешений переведена в электронный вид.

Чистая, технически исправная машина, опытный и профессиональный водитель, оптимальный маршрут, поддержка call-центра, куда можно заявить о пропаже вещей или обратиться с любыми пожеланиями, свободный доступ к Wi-Fi, фиксированная стоимость, чек в конце поездки. Пока подобные условия кажутся чем-то нереальным, тем не менее именно такую модель закладывает для развития московского такси столичная мэрия. Для людей, не желающих мириться с поездками на общественном транспорте, новое такси станет вполне приемлемой альтернативой, а значит, заставит пересесть с личного авто на желтое. Отсюда — снижение транспортной загруженности в центре города, новый формат городского пространства.

Столичные власти заинтересованы в дальнейшем увеличении числа легальных таксомоторных перевозчиков – это позволит создать здоровую и конкурентоспособную среду городского такси в Москве. «Наша задача – легализация рынка такси, полная ликвидация теневого сектора перевозок – московские такси должны работать строго по закону. Мы уже добились внушительных результатов: выдано более 40 тысяч разрешений, подавляющее большинство компаний и индивидуальных предпринимателей перешли в правовое поле. Мы намерены всеми путями поощрять работу добросовестных таксистов. Отмечу, что все изменения в этой сфере упрощают работу перевозчиков – мы заинтересованы, чтобы таксомоторных компаний и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих современные, качественные и безопасные услуги, становилось больше. Рынок такси в Москве должен стать полностью прозрачным и цивилизованным – как для пассажиров такси, так и для самих перевозчиков», – подчеркнул заместитель Мэра Москвы в правительстве Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов.

Татьяна Владимирова