Могилу Малевича сфальсифицировали

Подвижники предлагают продать знаменитый «Черный квадрат», чтобы похоронить великого художника достойно

16.06.2014 в 19:29, просмотров: 3164

Нет Казимиру Малевичу покоя. Один из самых знаменитых и дорогостоящих художников мира («Черный квадрат» которого, между прочим, стал одним из символов Олимпиады, т.е. визитной карточкой страны) уже почти два года находится под асфальтом во дворе свежеотстроенного частного комплекса «Ромашково-2» в Одинцовском районе Подмосковья. О том, что на месте могилы супрематиста строятся жилые дома, «МК» писал еще в октябре 2012 года. Волна общественного возмущения, последовавшая за публикацией (№26075), не остановила застройщика. Зато теперь, когда комплекс готов, областной минкульт вдруг решил объявить могилой удобное для владельца место — площадку, где планировалась установка фонтана. И самое невероятное, что фальшивых могил художника может появиться еще 11 штук! 

Могилу Малевича сфальсифицировали
Именно здесь на самом деле находится прах Малевича. Фото: Александр Матвеев.

 — Теперь у Малевича будет три фальшивых могилы. Первая была сделана его дочерью Уной, находится на кладбище при Никольском храме в Ромашкове. Вторая — в виде памятного знака на территории частного поселка «Малевич». А теперь вот, без всяких на то оснований, местом захоронения объявляется место, которое удобно владельцу-застройщику жилого комплекса «Ромашково», — говорит «МК» глава некоммерческого партнерства «Немчиновка и Малевич» Александр Матвеев.

Это он много лет занимался поисками истинной могилы Казимира Малевича и обнаружил ее на поле между Немчиновкой, где прожил около 18 лет художник, и соседним поселком Ромашково. Несмотря на то что все отчеты об исследованиях были разосланы в органы власти еще до начала стойки, ее не остановили. Стройка эта сама по себе сомнительна: неизвестно, каким образом сельскохозяйственная земля превратилась в территорию для застройки. И все же, когда работы вошли в финальную стадию, было решено установить на территории «Ромашково-2» некий памятник художнику. В конкурсе приняли участие 19 проектов. В итоге два из них признаны лучшими. К концу лета будет определен единственный победитель и начнется проектировка памятника. Правда, оба варианта вызывают недоумение. Первый вариант — пространственная композиция, сложенная из «Черного квадрата» и нескольких супрематистских элементов, — из-за того, что в центре композиции находится уж слишком реалистичная для авангардного мышления Малевича фигура. Второй представляет собой версию архитектона художника, однако он не слишком похож на тот, что мы можем видеть в Третьяковке, где выставлен единственный полностью сохранившийся объект. Но дело не в том, как будет выглядеть памятник, а в том, что он собой будет представлять. В релизе конкурса значится, что монумент будет установлен на месте захоронения праха Казимира Малевича — а оно находится никак не в центре комплекса, где застройщикам удобно его проектировать, а под асфальтом, залитым вокруг одного из домов.

— Мистика в том, что место захоронения сохранилось: оно осталось на небольшом пятачке в углу Т-образного дома. Мы хотим вернуться к этому вопросу, провести георадарное исследование, а потом археологические раскопки. Да, оно законсервировано под асфальтом, но, если будет разрешение, можно достать оттуда куб с землей, прахом и остатками урны и перезахоронить.

— А точно ли в «Ромашково-2» остался прах Малевича? Могилу же разрывали дети во время Второй мировой, да и мало ли что еще с этим полем было...

— Еще жива свидетельница, которая участвовала в этом, будучи ребенком. Она готова под присягой подтвердить, что куски разбитой урны закопали, прах вернули на место и потом даже ухаживали за могилой. К тому же в 2012 году во время изучения местности с помощью георадара мы уперлись в твердую поверхность — скорее всего, это застывший раствор, который был залит поверх урны при похоронах.

Но ладно памятник на частной территории. Есть более невероятная интрига в этой истории.

— Что это за родственники Малевича, которые «произвели взятие земли с места захоронения» и поместили ее в некие капсулы, одна из которых будет захоронена под памятным знаком в поселке Ромашково, остальные переданы в места, связанные с жизнью и творчеством Малевича?

— Это сделали Богдановы — дети племянника Малевича Владимира Богданова, седьмая вода на киселе. Вообще у художника осталось около 40 наследников, от дочери от первого брака и от Уны. Они исправно получают деньги от реституции картин Малевича, но только Богдановы решили участвовать в этом кощунстве. Родственнички накопали где-то 12 урн и разослали по всему свету. Теперь каждый сможет закопать урну у себя на огороде и объявить там могилу Малевича. Таким образом может появиться еще 11 фальшивых могил!

— На соседнем поле вы хотели установить 40-метровый архитектон в память художника и открыть центр авангарда. Есть продвижения с этой идеей?

— Новый министр культуры области Рожнов не против, но сказал: найдите денег, и тогда мы оформим землю под центр. Инвесторов сложно найти. Но есть одна идея. Она родилась под влиянием завещания Малевича, адресованного ко всем художникам мира. Он обратился к ним с тем, чтобы они все собрались и поставили архитектон с телескопом, через который можно было бы наблюдать за Вселенной. Мы хотим попросить Стедлик-музей, Русский и Третьяковку продать одну из картин Малевича, лучше «Черный квадрат». Но так, чтобы он не двигался с места. То есть выставить работу на аукцион и позволить каждому купить ее часть, при этом оставив ее в музее. Формально она станет собственностью всего мира, но останется недвижима. Я еще не озвучивал эту идею. Но, думаю, любому музею, тем более Третьяковке, где находится первый «Черный квадрат», такая пиар-акция пойдет только на пользу.

— Минкульт РФ как-то озабочен ситуацией с могилой? Он отреагировал на ваше письмо, написанное совместно с сотрудниками Третьяковки?

— Нет. Малевич для них товарный знак: когда нужно Олимпиаду проводить, то сразу вспоминают Малевича, а как увековечить память художника, заняться выявлением подделок его работ, которые заполонили рынок, то Малевич для них никто. Видимо, Малевич просто противоречит идеалам бюрократов. На участке, где можно создать центр авангардизма, нужно переносить линии электропередачи, а это дорого.