Антикварные шпаги и мечи перестанут быть «вне закона»

Конституционный Суд установил специальные правила для оборота старинного холодного оружия

Владельцы – реальные и потенциальные – старинного холодного оружия могут кричать «ура». Конституционный Суд России опубликовал постановление, согласно которому у нас в стране должны быть введены особые правила для покупки и продажи такого «колюще-режущего» антиквариата.

Конституционный Суд установил специальные правила для оборота старинного холодного оружия

Конституционный Суд РФ своим решением потребовал уточнить основания привлечения к уголовной ответственности за незаконный оборот холодного оружия в случае, если оружие это имеет культурную и историческую ценность. Наши «самые главные судьи» высказались за то, чтобы установить специальные правила для оборота антикварного холодного оружия. При этом должны быть внесены изменения в соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ и Федерального закона «Об оружии».

Как поясняют «знатоки предмета», в нынешних законах фактически отсутствуют положения, определяющие реальный порядок продажи, покупки и легализации старинного холодного оружия. А потому такая неопределенность провоцирует «слуг закона» и «стражей порядка» на местах очень произвольно толковать и применять законодательство.

– Начнем с того, что по формальным установкам никто из нас не может просто так легализовать оказавшийся у него в руках старинный клинок, – рассказывает коллекционер и кладоискатель Вадим Р. – Ну вот, скажем, я нашел на чердаке заброшенного, предназначенного к сносу старого дома припрятанный там кем-то когда-то офицерский кортик царских времен. По логике существующих законов, я его даже отнести к себе домой, в коллекцию не могу. Ведь это же холодное оружие. А, значит, его требуется зарегистрировать. Как? – Нести в полицию? Но, во-первых, меня запросто могут во время моего похода в ближайшее отделение с этим кортиком в сумке прямо на улице задержать и обвинить в незаконном ношении оружия. А если такой «конфуз» и не произойдет, все равно поход ничем толковым не закончится. Ведь сотрудники лицензионно-разрешительной службы потребуют от меня представить лицензию на право хранения и ношения холодного оружия, кроме того соответствующий регистрационный сертификат на кортик, доказательства, что это моя вещь, или документы о покупке. А для найденного на чердаке артефакта ничего этого нет! Можно, правда, говорить о проведении экспертизы специалистами для определения исторической и культурной ценности данного клинка, и получении от них соответствующего документа. но это в реальных условиях, – простите за каламбур, – не реально. Нужно добиться, чтобы в полиции запротоколировали получение у меня кортика для проведения его экспертизы, потом их сотрудники должны его сами (мне-то нельзя!) отвезти к специалистам-музейщикам... А те оплату потребуют... И немалую!..

В общем, как говаривал на этот счет один мой знакомый коллекционер, если у вас откуда-то взялся старинный клинок, никому о нем не рассказывайте, спрячьте этот раритет в неприметном углу квартиры и любуйтесь им под настроение – в одиночестве...

– А если это, скажем, фамильная реликвия? Ну, прадедушка, к примеру, в царском военном флоте служил...

– Документ имеется, что это прадедушкин клинок? – Наверняка, нет. Значит, читай только что приведенную инструкцию моего приятеля!.. Хотя есть в существующих условиях один реальный способ легализовать экземпляр антикварного холодного оружия. Но вначале придется заняться «нелегальщиной»: нужно тайком вывезти этот самый прадедушкин клинок за границу, там договориться с владельцем какого-нибудь антикварного салона об оформлении соответствующих документов о его, якобы, покупке-продаже и с этими бумагами и клинком возвращаться через все пограничные и таможенные рубежи на родину. Если все пройдет нормально – получите от таможенников официальную справку о ввозе памятника культуры...

– А если не повезет?

– Тогда в лучшем случае придется везти любимый прадедушкин кортик обратно на историческую родину «за двойным дном чемодана». А то можно и вовсе этой вещицы лишиться – реквизируют, да еще, чего доброго, и дело «пришьют». В любом случае о финансовой цене вопроса я вообще не говорю: затраты потребуются приличные.

– Но как же тогда умудряются некоторые коллекционеры держать у себя собрания из десятков подобных экспонатов?

– Крупные собрания все-таки легче официально оформить, там многие вещи на аукционах приобретены, привезены из-за рубежа и имеют соответствующие «паспорта». Ну а те любители-собиратели, кто «помельче», выкручиваются, как могут. Но при желании любого из нас можно «взять за цугундер» и конфисковать все наши «колюще-режущие» сокровища.

Нынешнее постановление Конституционного Суда появилось именно в результате рассмотрения обстоятельств одного из парадоксальных судебных дел, где фигурирует антикварное холодное оружие. В КС обратилась гражданка Наталья Урюпина, которую суды нескольких инстанций признали виновной в покушении на незаконный сбыт холодного оружия. Дело в том, что в 2005 году она попыталась продать два немецких армейских кортика времен Веймарской республики, которые достались ей по наследству от отца. Впоследствии Урюпина была освобождена от наказания по амнистии, однако продолжала настаивать на своей невиновности. Теперь, когда КС под председательством Валерия Зорькина постановил, что «дело заявительницы Урюпиной Н. В. подлежит пересмотру», и вынес решение о введении особых правил оборота антикварного холодного оружия, эта гражданка может войти в историю, «защитив» своим поучительным примером интересы десятков любителей старинных кинжалов, сабель и стилетов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру