Москвичи взглянули на такси по-новому

Отношение горожан к сегодняшнему сервису такси узнали социологи исследовательского центра «РОМИР»

19.06.2014 в 10:00, просмотров: 7160

За последние три года сервис такси претерпел существенные изменения, однако популярность таксомоторов еще не достигла своего предела. Независимый исследовательский холдинг «Ромир» провел опрос среди горожан с целью выяснить, как часто москвичи используют такси для поездок по городу, как относятся к современным легальным и нелегальным перевозчикам, о каком такси мечтают и какой, по их мнению, должна быть стоимость средней поездки? Социологи последовательно изучили предпочтения москвичей и поделилась с «МК» результатами исследования.

Москвичи взглянули на такси по-новому
Андрей Милехин

-- Последнее время вопросы транспорта привлекают пристальное внимание и часто становятся предметом различных исследований, – говорит президент «Ромир» Андрей Милехин. – Наша компания уже изучала некоторые транспортные вопросы – например, московские пробки, движение грузового транспорта по МКАД, проводила опросы, касающиеся автострахования. Вообще сам факт исследования свидетельствует об актуальности темы. Такси для Москвы – тема более чем актуальная. Посудите сами: в одном из самых передовых и бурно развивающихся мегаполисов мира такси не соответствовало ни то что мировому уровню, а самому банальному представлению о цивилизованных транспортных услугах. Проблемы такси возникли не сегодня и даже не вчера. Они складывались исторически. У нас вообще не было культуры использования такси. И в советское время далеко не каждый горожанин мог позволить себе поездки на такси («наши люди в булочную на такси не ездят»), и таксистская мафия существовала. Словом, проблема давно зреющая, ее одним махом не решить. До недавнего времени такси в Москве вообще нельзя было идентифицировать. Не то, чтобы его вообще не было. Но компании, который занимались индивидуальными перевозками, были настолько разносортными, что говорить о едином городском такси не приходилось. Сегодня эта ситуация постепенно изменяется, и люди это чувствуют – об этом можно судить по результатам опроса. Москвичи поддерживают политику городских властей – этот позитивный факт, который мы никоим образом не подтасовывали, просто зафиксировали то, что высказали горожане. Возможно, картинка покажется кому-то чересчур позитивной. Меня это результат не удивляет. В Москве сегодня много позитивных изменений – возьмите хотя бы те же парки, велодвижение. В городе долгие годы ничего не делалось системно, москвичи жили в ситуации постоянного ухудшения. Особенно это касалось транспортных проблем. И вот теперь мы видим, что предпринимаются заметные усилия, ощущается активность властей. Хорошо, что люди, которые пытаются выстроить сервис такси по-новому не руководствуются только лишь собственной интуицией или какими-то готовыми кейсами «из Сингапура», а прислушиваются к мнению москвичей, стремятся получить обратную связь, ведут открытый диалог. Это очень важно, это позитивная тенденция.

Опрос об отношении москвичей к городскому такси проходил в апреле этого года. В нем приняло участие 1000 жителей столицы, проживающих в 12 административных округах города. Они ответили на несколько десятков вопросов, скомпонованных в три больших блока. В первой части исследования москвичи ответили на вопросы, касающиеся использования такси. Они рассказали о том, как часто и с какой целью совершают поездки, какое такси выбирают – легальное или нелегальное – и почему. Во второй части опроса горожане поделились с социологами своими наблюдениями по поводу современных перевозчиков – составили «портрет таксиста», а кроме того указали, чем легальные таксисты, по их мнению, отличаются от своих нелегальных коллег – «бомбил». В третьей части исследователи социологи выясняли, насколько москвичи осведомлены о переменах, происходящих в городском такси. Например, о том, что официальные машины такси проходят регулярный техосмотр, могут передвигаться по выделенными полосами для общественного транспорта и др. Кроме этого, социологи поинтересовались у горожан, какой, по их мнению, должна быть оптимальная стоимость короткой поездки. Исследование продемонстрировало довольно любопытные результаты.

Такси по случаю

-- Исследования сегодня проводятся в разной форме, – пояснил руководитель компании «Ромир» Андрей Милехин. – Очень популярны, например, телефонные или он-лайн опросы. Однако расспрашивать москвичей об их отношению к городскому такси мы решили в форме прямого формализованного интервью. Для начала сформулировали вопрос-фильтр. Он касался того, какая часть участников опроса пользовалась такси за последний год. Оказалось, что таких людей две трети от общего числа – 770 человек из 1000, то есть 77%. Большей частью такси вызывали москвичи молодого и среднего возраста, гораздо реже – представители старшего поколения. Что касается цели поездок, то чаще всего горожане использовали такси для поездок в аэропорт, на вокзал или в обратном направлении (61%), для поездок в гости, из гостей, на праздник или с праздника (52%), а также в ситуациях, когда движение общественного транспорта ограничено (49%).

Социологи подробно записали, подсчитали и проанализировали все поводы для вызова такси. Картина получилась следующей: 40% москвичей вызывали такси, когда нужно было перевезти по городу тяжелые вещи, 39% – при опоздании и спешке, 36% – в ситуациях, когда на общественном транспорте добираться неудобно, долго или вообще невозможно. Такси как альтернативу личному автотранспорту использовали, если употребляли алкоголь (34%), оставляли машину на ремонт (24%), при поездках в больницу или поликлинику (19%). Вызывали такси и в том случае, если нужно было отвезти куда-нибудь пожилого родственника или ребенка (21%), и только 10% опрошенных использовали такси для поездок «по работе».

Желтые или «бомбилы»?

Еще один очень важный для развития такси вопрос – это выбор между официальными или неофициальными перевозчиками, между желтыми такси и «бомбилами». Три года назад городские власти начали разрешать проблему присутствия в городе нелегальных перевозчиков. Они последовательно и жестко стали вытеснять «бомбил» с таксомоторного рынка: ввели лицензирование, увеличили штрафы за нелегальный извоз, установили желтый цвет кузова для официального такси, предоставили легальным перевозчикам разнообразные льготы и преференции. Таким образом, быть «бомбилой» стало экономически невыгодно, и многие вчерашние «нелегалы» перешли на сторону света. Но, пожалуй, самый большой удар по «бомбилам» нанесли сами клиенты – они все чаще стали отдавать предпочтение легальным перевозчикам: более половины опрошенных указали, что предпочитают для поездок только официальные такси.

Правда, полностью вытеснить «бомбил» из сознания москвичей пока не получилось: примерно 35% респондентов отметили, что в зависимости от ситуации могут воспользоваться услугами как официальных, так и нелегальных таксистов, а 13% опрашиваемых сообщили, что перемещаются по городу исключительно с помощью «бомбил». Интересно, что в своем выборе между «легалами» и «нелегалами» горожане разделились по возрастному принципу: пассажиры от 25 до 34 лет чаще пользуются легальным такси, а москвичи постарше (35-44 года) могут прокатиться и на «бомбиле». При выборе перевозчика не последнюю роль играет и социальный статус опрашиваемых: чем выше доход клиента, тем чаще он склоняется в пользу официального такси и реже пользуется услугами «бомбил».

Причем за последний год, выяснили социологи центра «Ромир», предпочтения москвичей сместились в сторону легальных перевозчиков. Среди тех, кто ездил на официальных, и неофициальных такси, более трети опрашиваемых (38%) все-таки отдавали предпочтение услугам официальных перевозчиков. Только каждый десятый респондент отметил, что чаще стал прибегать к услугам неофициального такси.

Почему же москвичи выбирали официальное такси? Приверженность москвичей желтые автомобили завоевали сразу по нескольким причинам. Это – удобство вызова (86%), безопасность (65%), быстрота и комфорт передвижения (по 41%), доверие уровню профессиональной подготовки водителя (39%). Правда, и у «бомбил» тоже нашлись свои преимущества. Например, невысокая стоимость поездки (49%) и «повсеместность присутствия» – быстро «поймать» машину практически в любом месте города (46%). Однако почти каждый пятый пользователь неофициального такси говорил о том, что пользовался услугами «бомбил» из-за того, что официального такси поблизости не оказалось.

Такси в интернете и в городе

Психологический барьер в отношении такси в сознании большинства москвичей пока еще существует. Многие воспринимают такси как элитарный вид транспорта, слишком дорогой и недоступный для обычного пассажира. Как показало исследование, далеко не все горожане используют на практике удаленные методы поиска и вызова индивидуальных перевозчиков. О существовании интернет-приложения для заказа такси знает большинство из тех, кто пользовался такси в течение минувшего года (84%), однако больше половины из них(43%) никогда не пользовались этой услугой. Чаще других к помощи интернета прибегали опрошенные в возрасте от 25-34 лет. Были и такие москвичи, которые вообще ничего не знали о данном сервисе в городе – их 14%.

Не все москвичи знают и о существовании так называемого «социального такси» – специально оборудованного индивидуального транспорта, предназначенного для перевозок людей с ограниченными физическими возможностями, инвалидов. Осведомленность об этом сервисе показали 42% респондентов, и только половина из них пользовались когда-либо его услугами. В опросе москвичи отметили, что подобная услуга незаменима для лиц с ограниченными физическими возможностями и ее обязательно нужно сохранить.

В целом социологи заключили, что москвичи относятся к такси положительно. Большинство горожан отмечают, что такси – «это полезный сервис, который не раз выручал их и других пассажиров», что современное, цивилизованное такси Москве действительно необходимо. Правда, в отношение «государственного» регулирования таксомоторного рынка мнения респондентов все-таки разделились. Почти каждый десятый опрошенный москвич сказал о том, что государству не стоит вмешиваться в естественное развитее рынка такси в Москве. Однако подавлюящее большинство участников исследования оказались на стороне властей: они отметили, что на рынке такси необходимо навести порядок и направить его в сторону цивилизованного развития.

Похож ли «бомбила» на таксиста

Социологическое исследование не предполагает лирических отступлений. Тем не менее авторы опросника «Ромир» включили в свое исследование «личностную компоненту», а вернее попросили москвичей обрисовать словами главные отличительные черты официального таксиста и «бомбилы». Исследователи захотели выяснить, чем похожи и чем различаются конкурирующие перевозчики и в чем преимущества и слабые стороны каждой из сторон. Портрет официального таксиста и «бомбилы» в глазах москвичей получился довольно схожим, но по ряду черт сильно различался. 90% респондентов, участвующих в опросе считают, отметили, что типичный таксист – это мужчина. Женщину-таксиста, вопреки названию популярного сериала «Таксистка», москвичи всерьез не воспринимают. Если говорить о возрасте, то легальный таксист в сознании москвичей получился старше, нежели его «нелегальный» коллега: 84% опрошенных склонились к тому, что средний возраст официального таксиста – 35 лет и старше, «бомбилы», по мнению москвичей, моложе. Что касается внешности, то в представлении большинства респондентов легальный таксист имеет славянскую наружность, чего не скажешь о «бомбиле».

Разошлись москвичи и в отношении опытности и профессиональности перевозчиков. 94% опрошенных указали, что официальный таксист имеет стаж вождения не менее 3-х лет – люди понимают, что без этого получить лицензию на перевозки невозможно. Стаж «бомбил» никак проверить нельзя, тем не менее в их опытности уверены 69% респондентов, и только 7% опрошенных считают, что «бомбилы» имеют минимальный водительский стаж менее года.

Следующий вопрос касался качества машин, которые используют индивидуальные перевозчики. По мнению большинства участников опроса (79%) представители официального такси работают на автомобилях иностранного производства, возраст используемых машин от 1 до 5 лет (82%), техническое состояние автомобилей оценивается, как хорошее. А вот «бомбилы» работают, главным образом, на отечественных машинах, причем довольно изношенных. 41% участников опроса считают, что возраст используемых автомобилей от 5 до 10 лет, а еще 32% говорят о том, что возраст автомобилей и вовсе превышает 10 лет.

Не менее важная характеристика для таксиста – это знание города, умение ориентироваться и правильно выбирать оптимальный маршрут. 91% опрошенных считает, что официальные таксисты хорошо знают город и хорошо ориентируются в нем. Такие таксисты соблюдают правила дорожного движения (74%) и вежливы к пассажирам (76%). А вот «бомбилы» ориентируются на московских улицах гораздо хуже и не знают город. Об этом сообщили 63% респондентов.

Приходящие перемены

Городу необходимо изменить сложившееся представление о рынке такси. Важно максимально информировать москвичей о проводимых реформах. О том, что официальное легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета (66%) и желтый цвет кузова (63%) знали чуть больше половины опрошенных. Еще меньше респондентов оказались в курсе того, что официальное легковое такси может пользоваться «выделенками» (38%), что водительский стаж официального таксиста не может быть меньше трех лет, а также то, что автомобили официального такси должны проходить государственный осмотр каждые шесть месяцев (50%). При этом горожане отмечают, что для безопасности и качества городских перевозок именно эти параметры играют главную роль.

Вопрос цены

Москвичи рады бы пользоваться такси гораздо чаще, чем сегодня. Вот только цена «кусается». Популярность поездок на такси резко возрастет, если стоимость коротких поездок на небольшие расстояния станет ниже и доступнее для среднего горожанина, отмечают участники опроса. Более половины респондентов сказали о том, что за 30-минутный проезд по Москве на официальном такси готовы платить от 200 до 500 рублей. Социологи отметили, что большинство горожан плохо разбираются в системе тарификации через таксометр и не знают расценок на проезд в официальном такси. Часто это становится главной причиной выбора «бомбилы», с которым всегда можно договориться устно. Кроме того, люди готовы «доплачивать» за скорость посадки в машину. Среди тех, кто чаще прибегает к услугам «бомбил», чем к услугам официальных таксистов, выше доля тех, кто готов заплатить за поездку от 500 до 1000 рублей.

Позитивно оценивая сервис такси в целом, москвичи отмечают, что сегодняшний рынок таксомоторных перевозок имеет потенциал развития. Практически половина участников опроса недовольны высокой стоимостью проезда, а также присутствием на улицах Москвы «бомбил», которые не знают города и часто провоцируют ДТП. Избавиться от «бомбил» хотела бы та часть опрашиваемых, которая уже сегодня склонилась в пользу официальных перевозчиков. А вот москвичи, которые периодически пользуются услугами нелегальных таксистов, обеспокоены тем, что на окраинах города у «бомбил» нет альтернативы – найти легального перевозчика там достаточно проблематично, особенно если на дворе ночь.

Идеальное такси в представлении москвичей

Для того, чтобы такси стало поистине популярным видом транспорта, надо, чтобы были соблюдены три условия. Первое – снижение стоимости поездки (ценообразование должно быть предсказуемым и понятным). Второе условие – безопасность передвижения на такси (гарантия того, что все водители будут проходить профессиональную подготовку, а транспорт, используемый в общественных перевозках, будет не старше 5 лет). И, наконец, третье условие – это дополнительные сервисы и возможности, которые сделают индивидуальные перевозки по-настоящему современными и комфортными. В частности – единый центр приема заказов, единый тариф на проезд по городу, возможность оплаты кредитной картой в салоне автомобиля, увеличение числа парковочных мест для стоянках легального такси, а также наличие Wi-Fi в автомобилях такси.

Дмитрий Пронин

Результаты исследования, сделанного компанией «Ромир», прокомментировал заместитель руководителя департамента транспорта и развития транспортной инфраструктуры Москвы Дмитрий Пронин:

-- Что нужно сделать для того, чтобы горожане поверили в такси? Стали пользоваться им чаще и охотнее?

-- Нужно просто до конца реализовать задуманную нами реформу такси, чтобы легальное такси стало доступным, удобным, безопасным и комфортным транспортом.

-- Как вы думаете, будет ли хорошим стимулом, если сами московские чиновники подадут горожанам пример и пересядут со служебных авто в городское такси?

-- Поездки на такси на постоянной основе в целом дороже пользования личным автотранспортом. Соответственно, пересаживание чиновников на такси может оказаться более затратным вариантом для бюджета города, нежели эксплуатация автопарка служебных машин. В личных целях я сам часто пользуюсь такси.

-- От чего зависит доступность такси? Что мешает такси стать массовым видом транспорта?

-- Такси и не должно становиться массовым видом транспорта в полном смысле этого слова. Понятно, что стоимость поездки на такси всегда будет выше цены билета на традиционный общественный транспорт. Соответственно, такси в любом случае будет уступать по доступности метрополитену и наземного городскому общественному транспорту – и никогда не сравняется с ними по массовости. Наша задача в реформе такси – чтобы такси стало безопасным, удобным, комфортным и доступным.

-- А сами москвичи готовы пересесть из личных авто в городское такси?

-- Да, согласно соцопросам, растет количество москвичей, пересаживающихся на такси – особенно для коротких поездок по центру города. Растет также использование такси при поездках на вокзалы и аэропорты. Москвичи все чаще отказываются от поездок на собственном автомобиле и делают оправданный выбор в пользу такси – по уровню комфорта и безопасности легальное такси держит марку, а по скорости и вовсе превышает скорость передвижения личного транспорта из-за возможности ездить по выделенным полосам.

- Судя по итогам исследования, москвичи отметили такие преимущества «бомбил», как мобильность (появляются при первом движении руки у бордюра) и приемлемые цены? Могут ли позаимствовать эти качества своих коллег официальные перевозчики?

-- С развитием онлайн диспетчеризации, в центре города подача автомобиля исчисляется несколькими минутами.

-- Нужны ли городу дополнительные такси или их и так достаточно?

-- Для полного обеспечения населения города Москвы доступным такси необходимо достичь цифры в – 55 тыс. официальных такси. Она рассчитана из значимых показателей: население, маятниковая миграция, прилегающие города-спутники, количество личных автомобилей на душу населения.

-- Почему, на ваш взгляд, официальное такси используют, главным образом, для поездок в/из аэропорты, на вокзалы, в гости? Почему для более оперативных перемещений больше подходят «бомбилы»?

-- Так было несколько лет назад. Сейчас, с ростом числа легальных таксистов, ситуация меняется на глазах. Заказ официального такси занимает считанные минуты как я сказал ранее. Этот вектор за последнее время резко поменялся.

-- Готовы ли москвичи отказаться от услуг «бомбил»?

-- Нужно понимать, что «бомбилы» могут предложить пассажирам более дешевый тариф. К сожалению, в ущерб безопасности, комфорту и в целом, качеству услуги. Но. в целом, как показывает практика, москвичи все чаще выбирают официальное такси и примером того являются результаты опроса.

-- Отметили ли москвичи, что московское такси сегодня уже не такое, как три года назад? Как горожане реагируют на инициативу властей сделать такси массовым и демократичным видом транспорта?

-- Да, опрошенные горожане в принципе замечают перемены к лучшему на рынке такси в Москве. Прежде всего – желтые такси стали более заметны на дорогах.

-- В своем отчете вы отмечаете, что все больше москвичей делают выбор в пользу официальных перевозчиков. Что заставляет горожан поменять предпочтения?

-- Соцопрос дает ясный ответ на этот вопрос. Основные причины выбора москвичей в пользу легального такси – безопасность, удобство вызова, комфорт и быстрота передвижения.

-- Может ли такси способствовать улучшению транспортной ситуации в городе? Одним словом, вывезет ли такси Москву из пробок?

-- Такси - один из видов городского транспорта, как и другому городскому транспорту, ему предоставляются преимущества. В частности, такси, соответствующие всем требованиям, могут передвигаться по выделенным полосам. На стоянках такси могут находится на платной парковке, имеют беспрепятственный доступ на вокзалы. Это позволяет значительно сократить время в пути - когда человеку нужно добраться до пункта назначения быстро, он выбирает такси.

Беседовала Ольга Митрофанова