Желание многих пациентов выместить зло на российскую систему здравоохранения через тех, кто подвернется под руку (а подворачиваются, как правило, сотрудники регистратур) понятно. В марте в регистратуру детского отделения поликлиники Новосибирска обратилась семейная пара и попросила прикрепить к поликлинике их ребенка. Регистраторша, по ее словами, всего лишь спросила, по какому адресу зарегистрирован этот малыш. Что и как пошло не так, не сообщается, известно лишь, что в процессе общения глава семьи начал прилюдно оскорблять сотрудника регистратуры Ястребцову Е.В. нецензурными словами. По смыслу нормативной лексики, говорится в постановлении мирового суда Новосибирска, Ястребцову назвали «овцой», «женщиной легкого поведения», а также попросили пойти на «мужской детородный орган» и «вставить себе в анальный проход» заявление о прикреплении к поликлинике, бланк которого Ястребцова собиралась выдать пациенту.
Дама оскорбилась и обратилась в прокуратуру, а прокурор Ленинского района Новосибирска возбудил дело об административном правонарушении и направил его мировому судье. Сам хам на заседания суда не являлся, и решение о его привлечении рассмотрели без него. Зато в присутствии свидетелей (сотрудников поликлиники, которые все видели и слышали). К тому же к делу была приложена справка о нанесении вреда здоровью Ястребцовой — она даже обращалась к неврологу, и тот назначил ей лечение. В общем, доказательств оказалось достаточно, чтобы матерщинника признали виновным в совершении административного правонарушения в соответствии с частью 1 статьи 5.61 КоАП РФ и выписали штраф в 2 тысячи рублей, о чем и говорится в постановлении мирового суда от 16 июня.
Штраф, конечно, невелик, однако для медиков такое решение имеет большое значение.
Как рассказали «МК» в Национальной медицинской палате, которую возглавляет известный врач Леонид Рошаль, в последнее время число случаев оскорблений медицинских работников со стороны пациентов увеличилось, однако, количество судебных рассмотрений невелико. А все потому, что медработники не умеют грамотно защищать свои права, да и не хотят тратить на это время. «Таким образом, складывается ситуация, когда со стороны пациента привычными становятся правонарушения - хамство по отношению к медицинскому работнику, агрессия, проявление неуважения, и их уже принято считать чуть ли не нормой поведения», - говорят в Нацмедпалате.
Иван Печерей, эксперт Национальной медицинской палаты, напоминает, что медицинский работник, также как и его пациенты, является гражданином РФ. На него распространяется действие Конституции РФ, где сказано, что достоинство личности охраняется государством. В случае оскорблений со стороны пациентов, Иван Печерей рекомендует использовать следующий алгоритм действий. Во-первых, позвать в свой кабинет как можно больше свидетелей – представителей охраны, коллег, вспомогательный персонал, других пациентов. Во-вторых, сделать диктофонную запись происходящего. Когда в отношении врача совершается правонарушение (например, оскорбление), использовать диктофон вполне легитимно. Но пользоваться им надо грамотно. Следует достать диктофон и, включая, сказать: «Я, доктор такой-то, веду запись разговора с пациентом с целью защиты своих прав и сбора доказательств». Такая запись уже будет являться вещественным доказательством. В-третьих, надо вызвать правоохранительные органы. В-четвертых, необходимо внести запись в медицинскую документацию и письменно проинформировать об инциденте своего руководителя. А затем подать заявление в прокуратуру.