Год лишения свободы для Вовочки. За оскорбление учителя

Законопроект об уголовной ответственности за неуважительное отношение к наставникам вызывает двоякие чувства

В недрах Госдумы родилась очередная «запретительная» идея — заместитель председателя комитета по образованию Виктор Шудегов сообщил, что готовит поправки в закон, предусматривающие наказание за оскорбление учителей, а также «насмешки над ними, упреки в некомпетентности, поучения и пр.». По замыслу депутата, взрослые понесут наказание со всей строгостью — в соответствии со статьей УК об оскорблении представителя власти, в отношении же школьников возможен выговор или исключение из школы.

Законопроект этот вызывает двойственные чувства.

Законопроект об уголовной ответственности за неуважительное отношение к наставникам вызывает двоякие чувства

С одной стороны — еще одна избыточная инициатива. Зачем создавать очередную группу «неприкосновенных»? А самое главное, зачем вносить новые понятия в уголовное законодательство (ну нельзя же считать уголовным преступлением насмешку или поучение!). А упрек в некомпетентности — это вообще за гранью: неужели человек, указавший педагогу на его ошибку, является правонарушителем?!

Но с другой стороны — нельзя не признать, что здравое зерно в предложении депутата все-таки есть.

По моему глубокому убеждению, оскорбление кого бы то ни было — штука отвратительная и подлежащая пресечению. Однако учителя относятся к той редкой группе людей, пренебрежительное и неуважительное отношение к которым не просто недопустимо, но и чревато самыми печальными последствиями. Ибо оно представляет собой плевок в свое собственное будущее, извините за высокопарность выражения. Потому что обучать и воспитывать детей, это самое наше будущее, могут лишь люди, авторитет которых среди детей безусловен.

Существует расхожее мнение, что авторитет учителя — дело рук самого учителя. Дескать, хороший педагог, который сам уважительно относится к своим ученикам, всегда пользуется заслуженным авторитетом, и никакая дополнительная защита ему не нужна. Осмелюсь утверждать, что это не так. Во-первых, на всех, что называется, не угодишь, и учитель не сторублевка, он не может и не обязан нравиться всем. А во-вторых, интеллигентность и вежливость, обязательные для всякого преподавателя, беззащитны против воинствующего хамства, которое, увы, является уже практически нормой нашей повседневной жизни. Окоротить хама, заставить его молчать обычно удается лишь его же методами — грубостью, силой, ответным оскорблением. То есть тем, чего в школе не должно быть по определению.

Конечно, есть талантливые педагоги (как и любые другие люди), умеющие изящно и красиво уязвить хама, остановить, заставить покраснеть — и не допустить при этом ни грубых слов, ни запрещенных приемов в виде унижения. Но это — особый дар, он дается далеко не каждому.

Только не надо сейчас рассказывать о бездарных и неумных учителях, а также о тех из них, кто сам далеко не блещет воспитанием, унижает и оскорбляет учеников. Да, такие тоже есть. Да, среди детей им не место. Да, с присутствием таких преподавателей в школах следует бороться. Однако это уже совсем другая тема, и она не имеет никакого отношения к тому, о чем мы говорим.

…Сегодня Госдума предлагает очень много, мягко говоря, странных и непродуманных законопроектов. Чтобы данные поправки принесли пользу, а не вред, важно прежде всего перевести понятие «оскорбление учителя» из сферы уголовных правонарушений в сферу административных. А также точно определить, что именно следует считать насмешкой и поучением, ведь представления об этих понятиях настолько различны и неопределенны, что новый закон в случае его принятия вполне может стать инструментом для сведения счетов — на этот раз учителей с неприятными им родителями. И уголовная практика пополнится делами абсурдными и сюрреалистичными, например:

«По иску Марьванны к родителям Вовочки

Суд приговорил:

родителей Вовочки признать виновными в упреке в некомпетентности Марьванны (они сообщили ей, что Ван Гог и Ван Дамм — разные люди, сопровождая свои слова улыбкой, что является насмешкой) и назначить им наказание в виде года лишения свободы...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26558 от 28 июня 2014

Заголовок в газете: За учителя — первый срок

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру