Беженцы под пулями бегут к границе с Россией

Волонтер Алексей Смирнов: «На днях ранило женщину. Она закрыла собой внука. Сейчас - в реанимации»

Луганск, Донецк... Вот города, где сегодня, если судить по информации СМИ, наиболее опасно.

Но, как оказалось, юго-восток Украины продолжают обстреливать со всех сторон. Война идет даже там, где давно нет ополченцев.

На приграничных территориях России и Украины сейчас толпы беженцев. Тех, кто покидает пределы страны, заочно записывают в предатели. И расстреливают без суда и следствия.

Что сегодня происходит на границе России и Украины, сколько беженцев ежедневно пытаются выехать из страны и какова обстановка в Донецке — в материале «МК».

Волонтер Алексей Смирнов: «На днях ранило женщину. Она закрыла собой внука. Сейчас - в реанимации»
Фото: Сергей Доброздравин

Сергей Доброздравин три дня назад вернулся из Ростовской области. Посетил лагерь беженцев на границе России и Украины.

- Я удивился, почему о тех людях, которые бегут из своей страны ничего не говорят украинские СМИ. Но, кажется, я нашел ответ на этот вопрос, - начал Сергей. - Мы с моим товарищем из Киева, переписывались сегодня на эту тему. Он был уверен, что рассказы про огромный поток беженцев - очередная пропаганда российских СМИ, пока я не рассказал ему о своей поездке в лагерь беженцев в Ростовской области.

С разрешения Сергея мы публикуем его впечатления увиденного.

«За этот месяц я дважды был на пропуском пункте на границе России и Украины

Отправился туда в первых числах июля.

На заправке у Новошахтинска спрашивал: «У вас тут, правда, с Украины беженцев много?». Заправщица мне: «Их сейчас почти столько же, сколько нас, коренных жителей. В каждом доме, в каждой квартире принимают людей с Украины»».

Еду в ближайший, что в Донецке. Речь о том Донецке, который в России на границе.

Приезжаю в лагерь. Вижу - несколько рядов МЧС-овских госпитальных палаток, народу много, суета, куча детей.

Долго искал, кому можно деньги оставить на закупку необходимых вещей для беженцев. Никто брать не хотел. Поясняли: сотрудникам МЧС брать деньги запрещено.

Нашел человека, который отвел меня на склад. Прихожу, там сидит девушка, лет 30-ти, курит. К МЧС она не имела никакого отношения.

Вы помощь оставить хотели? - спрашивает.

Да, а что нужно из вещей?

Она составила мне целый список. В основном нужны были детские вещи, начиная от подгузников, заканчивая обувью. Многие бежали из-под обстрелов чуть ли не в тапках.

Девушка оказалась вынужденным волонтером. Сама она из Москвы. Приехала за подругой, которая должна была тоже перейти границу. Но связи с ней не было, поэтому она её уже несколько дней ждала. За эти дни моя собеседница спустила все деньги на обувь, подгузники, детские колготки и прочие вещи для беженцев.

Короче, деньги я ей оставил.

И уехал.

Перед отъездом заглянул на склад, который был забит всякой всячиной до потолка. Туда постоянно забегали дети от 5 до 10 лет и что-то просили - кто обувь, кто одежду.

Через 10 дней я снова решил заехать в этот лагерь, но уже закупить все необходимое.

Предварительно позвонил медсестре из этого лагеря. И опять услышал: «Подгузники, колготки и обувь».

Заехал в детский магазин, набрал все, что надо. Продавщица спрашивает: «Вы в лагерь едете? Мы так и поняли, потому что для беженцев в последние дни это стандартный набор».

Сделали нам скидки, подарили погремушки для совсем маленьких детей. И тут директор магазина говорит: «Скоро много беженцев и в Москве будет. У нас, в Ростовской области их уже столько, что даже представить страшно. В каждом доме, чуть ли не в каждой квартире люди поселили».

Приезжаю в лагерь, и впадаю в ступор! Народу там - не протолкнуться. Еле добрался до склада. Захожу, а он - пустой. Того, чего хватило бы детскому саду на полгода, там закончилось всего за 10 дней.

Нашел начальника лагеря. Отдал ему свои пакеты с вещами и спрашиваю: «А где все? 10 дней назад склад был забит гуманитаркой?».

Он спокойно: «Так раздали уже давно. Того, что ты привез, хватит на несколько минут, ты до машины дойти не успеешь, как эти пакеты расхватают. Беженцы потоком идут, в день по тысяче человек регистрируем».

Я отправился на выход.

За спиной раздалось: «Марина! Здесь подгузники привезли! Ты там всем скажи!»...

 

- Сергей, где беженцы там размещаются, палаток на всех хватает?

- Каждый день выставляют новые палатки, куда помещается порядка 8 кроватей в несколько рядов, - рассказывает Доброздравин. - Отдельно стоит палатка — медсанчасть и шатер, где работают сотрудники МЧС, которые занимаются документами беженцами. Так же я заметил там церковный полевой храм.

- Такой гигантский поток беженцев — только в последнее время?

- Я задавал этот вопрос начальнику лагеря. Он сказал, что огромный поток беженцев не сокращается на протяжении последнего месяца.

- Сколько дней там находятся люди?

- Я слышал, что дня три, а потом их вывозят в пункты временного проживания. У меня знакомые живут в Иваново. Так они рассказывали, что в их город автобусами чуть ли не ежедневно доставляют беженцев. В магазинах яйца пропали, потому что приходится забивать кур, чтобы было чем прокормить такое количество людей.

- Как обстоят дела с едой в лагере?

- Там есть полевая кухня, кормят беженцев. На продукты вроде какие-то деньги государство выделяет. Не выделяет на бытовые нужды — подгузники, бритвы, средства гигиены, зубные щетки — все это уже привозят волонтеры.

- Люди в панике? Какие там настроения?

- Паники нет, но лица у людей серые. Испуганные. Радуются там только дети — они не понимают, что произошло, им все равно в какой песочнице играть.

- Вы интересовались, сколько людей сейчас находятся во всех таких лагерях?

- В данный момент от 480 до 500 тысяч человек.

Тогда как в украинских СМИ недавно прошла информация, что только 82 гражданина Украины в России попросили статус беженца аж с 1 января 2014г.

«Пункты временного размещения для беженцев оказались полузаброшенными бараками»

Алексей Смирнов — волонтер. Этот человек практически два месяца живет в лагере беженцев. Именно он помогает вывозить людей с приграничной территории в безопасные места.

Минувшей ночью на его страничке в соцсети появилось тревожное: «Палаточный лагерь «Гуково» обстреляли»

Мы связались с Алексеем.

- Обстрелы лагерей начались пару дней назад. Но об этом никто не пишет. В четверг, когда мы забирали из Гуково людей, сюда залетели снаряды. Люди стояли в очередь за талонами на еду, поэтому никого не ранило. Если бы кто-то находились в палатках, раненых было бы много.

- То есть снаряды залетали на территорию России, я правильно понимаю?

- Да. Лагерь расположен в 100 метрах от границы с Украиной. Мы уже неоднократно говорили сотрудникам МЧС — уберите лагерь отсюда, уберите палаточный городок в Новошахтинске, куда тоже залетают снаряды, но нас будто не слышат.

- При переходе границы людей тоже обстреливают?

- На днях ранило одну женщину, когда она переходила границу. Она закрыла собой внука и получила пулю. Сейчас она в реанимации. Приграничные территории, как обстреливали, так и продолжают обстреливать. Недавно над Донецком, что в Ростовской области, летал истребитель СУ-25. Там все переполошились. Ведь в лагере, что в Донецке, сейчас полный аншлаг — порядка 1000 беженцев собралось. Много людей в Новошахтинске. Бойцы нацгвардии считают беженцев предателями родины, поэтому по ним стреляют при попытке пересечь границу.

- Что значит «по ним стреляют»? Люди пешком добираются до границы?

- Не у всех есть возможность доехать на машине или автобусе. Многие добираются пешком, на велосипедах, даже на лошадях приезжали. Дорога, по которой они бегут-идут-едут, находится под прицелом.

- Сколько всего таких лагерей?

- Успенский, Новошахтинск, Гуково, Донецк, Изварино... Порядка семи, по-моему...

- И везде по много народу?

- Конечно. И будет еще больше. Потому что сейчас хлынул огромный поток народа из Донецка.

- Есть куда переправлять всех этих людей?

- Квартиры для них находят волонтеры. Правительство для этого ничего не делает. МЧС-ники готовы их вывозить, но было бы куда. Государство предоставляет пункты временного размещения. Один из таких пунктов мы недавно посетили. Мягко говоря, были шокированы. Это оказались полуразрушенные бараки, не приспособленные под проживание

- Если людям некуда ехать, сколько времени они могут находится в этих приграничных лагерях?

- Некоторые по месяцу сидят.

- Едят что?

- «Дошираки» едят. Из гуманитарной помощи - мешок картошки им привозят и мешок морковки. Если хочешь, можешь грызть картошку. Централизованной столовой там нет. Есть что-то типа полевой кухни. Но то, что там готовят нормальной едой назвать сложно. Я же, как не приду в лагерь, вижу людей, жующих «Доширак». Хотя вчера им подвезли сосиски и макароны. Уже праздник.

«В Донецке улицы опустели за пару дней. Это похоже на апокалипсис»

Что же происходит сегодня в Донецке? И правда ли, что люди бегут из города. Мы связались с местным жителем Дмитрием Епихиным.

- В моем кабинете, где я работаю, из 10 человек четверо уволились и уехали, — рассказывает Дмитрий. - Это только начало. Остальные тоже на чемоданах сидят. В основном, все в Россию бегут. На запад Украины мало, кто уезжает. В Донецке людей насчитывалось больше миллиона человек. Примерно 50 тысяч уехали. Это сразу стало заметно. Улицы опустели буквально за пару дней. С утра во дворах можно наблюдать картину, как в фильмах об апокалипсисе. Люди тащат огромные чемоданы, распихивают вещи по машинам.

- Ну так ничего удивительного, вас же там бомбят целыми днями...

- Что есть, то есть. Я со своего балкона наблюдал, как самолет бомбил донецкий аэропорт. Зрелище, конечно, далекое от реальности. Казалось, будто во сне. А недавно украинский самолет бомбил уже рядом с местом моей работы. Погода стояла пасмурная, летал он над тучами. По каким таким наводкам они бомбят и куда попадают, одному Богу известно. По утрам можно наслаждаться залпами боевых орудий.

- Как люди реагируют на происходящее?

- Народ готов глотки друг другу перегрызть, насмотревшись телевизора и развесив уши. Мой брат, кстати, еще в феврале перебрался в глухую деревеньку в белгородской области. Тогда много народу уже сорвались с родных мест.

- А вы как относитесь ко всему происходящему?

- Я мало интересуюсь происходящим в сфере политики. Телевизор не смотрю. Сплетни в интернете и на улице тоже пытаюсь не слушать. Говорю, что вижу. Я работаю на заводе. У меня на работе у коллег — пророссийские настроения, у большинства друзей — тоже. Вот только девушка моя и её семья придерживаются проукраинских взглядов. Она не работает и на это время уехала колесить по своим родственникам в Херсонскую область. Месяц уже ее не видел. С работы многие увольняются и уезжают. Большая часть в Россию, в надежде найти там временный приют и вернуться когда всё наладиться. У кого есть возможность, едут в Россию безвозвратно.

- Опишите ситуацию в городе.

- По городу везде расставлены блок-посты с БТРами и вооруженными ополченцами. Слышны взрывы вдали, ездят танки... Дважды бомбили нас с авиацией украинские войска. Идут какие-то битвы в аэропорту. Про ополченцев ходит много слухов, но я лично не могу ничего подтвердить. Ни у одного из моих знакомых не отобрали машину, никого не забирали рыть окопы и насильно в ополчение тоже никого еще не загнали. Ежедневно люди ездят в соседние города по работе. А мой начальник так вообще два города проезжает ежедневно. Что я могу сказать, слухов много, но в реалии я ни с одним фактом не сталкивался. Ну народ как то стадо, кто-то ляпнул и понеслось. Вот в магазинах с испугу люди всю соль и крупы скупили, атакуют банкоматы. Я имел удовольствие воочию убедиться насколько мы жалкие, как цивилизация, когда дело доходит до таких вот вещей.

Сюжет:

Новая Украина

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру