Катастрофу в подземке изучат на уроках?

«В чрезвычайной ситуации порой важнее знать не как действовать, а как бездействовать»

Кем и как составляются и обновляются учебники ОБЖ? Скоро ли на их страницу попадут навыки действий при аварии, подобной последней катастрофе в московском метро, как уже попал туда Чебаркульский метеорит? Об этом «МК» рассказал спасатель Сергей Константинович МИРОНОВ, курирующий выпуск школьных учебников по основам безопасности жизнедеятельности.

«В чрезвычайной ситуации порой важнее знать не как действовать, а как бездействовать»

— Если от качества учебника, скажем, математики может зависеть максимум поступление в вуз, то от учебника по ОБЖ — жизнь. Как создаются учебники, коллектив авторов, которых вы возглавляете?

— Главная задача — привлечь узких специалистов. У нас это Владимир Латчук из пожарной службы, спасатель Михаил Кузнецов, специалисты ВНИИ ГО ЧС Сергей Вангородский и Юрий Соколов, кандидат медицинских наук, ныне, к сожалению, покойный, Валерий Марков, специалист по выживанию в природных условиях, Александр Маслов — вот команда авторов нашей линейки учебников. Каждый из них знает свое направление практически досконально.

— Как актуализируются учебники? Жизнь-то меняется постоянно, и факторы, угрожающие ей, тоже.

— Безусловно, актуальные изменения постоянно вносятся. До 1998 года мы думали, что терроризм — это что-то далекое и туманное, а у нас ничего подобного нет. Сейчас же разделы учебников, рассказывающие о том, как действовать в случае разных типов терактов, — едва ли не самые подробные. А в учебники 7-го класса в раздел о природных катаклизмах уже даже добавлены рекомендации по действиям при падении метеорита — по следам знаменитых чебаркульских событий. Ибо люди не знают элементарного: после сильной вспышки следует взрывная волна, разброс стеклянных осколков и падение обломков. И вместо того чтобы прятаться, они скорее бегут к окнам и на открытую местность — фотографировать.

Однако нельзя вносить изменения «на следующий день» после той же аварии в метро. Сперва нужно, чтобы специалисты разобрались в причинах, последствиях и вероятностях, а уж потом дополнять рекомендациями учебники.

— Но ведь можно предвидеть развитие ситуации или вносить изменения оперативно или даже превентивно? Сейчас вот произошла жуткая авария в метро — а люди не знают, что делать в таком случае…

— Существует порядок внесения изменений в учебники. «Введение нового материала», после того как учебник прошел экспертизу Минобрнауки, РАО и общественных советов, — очень трудоемкая процедура. Все изменения согласовываются с Минобразования, а в результате несогласованных правок дополненный учебник может быть просто исключен из федерального списка и изъят из школ. Это, с одной стороны, затрудняет оперативное реагирование на изменения в жизни и мире, а с другой — является неким «защитным механизмом», ибо в противном случае учебники охватит волна непрерывных правок…

— Появится ли в учебнике отдельная глава по поведению в поезде метро, потерпевшем аварию в тоннеле?

— Максимум, что можно пока сделать, — это некие дополнения в материал о безопасности на железнодорожном транспорте, да и то не сразу. Могу сказать, что мы включаем в каждую книгу психологическую составляющую: как в чрезвычайных ситуациях не испугаться, не запаниковать. В реальной ситуации порой важнее знать не как действовать, а как правильно бездействовать: как сохранить самообладание, не впасть в психоз, не начать метаться…

Поверьте, мнения по поводу содержания учебников очень разные. Вот пример из моей практики. В одном из городов Сибири мне заявили: ваш учебник для 8-го класса в разделе о поведении при радиационных авариях очень перегружен! После этого приезжаю в Ростовскую область, где, к слову, есть атомная электростанция, — и мне говорят: спасибо вам большое за то, что так подробно изложили правила проживания вблизи атомного объекта!

 — Конечно, невозможно сделать персональный учебник для каждого региона. Но, может, хотя бы для мегаполисов-миллионников нужны особые учебники?

 — Такая идея возникала несколько лет назад на семинарах в преподавательских кругах Москвы, и учителя обращались к издателям с такой просьбой. Честно скажу, у издательств и коллективов авторов нет возможности делать специализированные «региональные» издания. Учебники ОБЖ и нашего, и других издательств — они все же «федерального уровня», для любого региона. Если же учитель считает, что в его городе или области нужно сделать особый акцент на каких-то отдельных направлениях безопасности, — это его право.

 — Почему в учебниках ОБЖ до сих пор нет раздела об опасности современных гаджетов?

 — Основательная корректировка учебников с добавлением нового материала проводится примерно раз в пять лет. В целом 3–5 лет назад смартфон еще не был в кармане у каждого школьника, как сейчас. Сегодня этот вопрос действительно актуален: и прослушивание музыки в наушниках, и охрана зрения, и электромагнитные волны от телефона. Уверен, в будущем книги по ОБЖ получат такое дополнение.

Сюжет:

ЧП в московском метро: поезд сошел с рельсов

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру