Игорь Крутой: «Я категорически против бойкота»

Отец-основатель «Новой Волны» тем не менее не исключает, что «может возникнуть ситуация, при которой придется уйти»

По признанию Игоря Крутого, цифра 13 никогда ему не нравилась, и эта нелюбовь оказалась, видимо, взаимной. Тринадцатый по счету конкурс молодых исполнителей и поп-фестиваль «Новая Волна» начался с грандиозного «санкционного» скандала и теперь кажется, что все творческие находки и светские прелести, каждый год возбуждавшие интерес к событию, отошли в тень на фоне громкого «неприезда» в Юрмалу Валерии, Иосифа Кобзона и Олега Газманова. Отец-основатель фестиваля, композитор и народный артист Игорь Крутой в интервью «МК» не то что не теряет оптимизма в этой ситуации, но надеется на торжество здравого смысла.

Отец-основатель «Новой Волны» тем не менее не исключает, что «может возникнуть ситуация, при которой придется уйти»

- Игорь Яковлевич, как говаривал Михаил Сергеевич Горбачев, «ситуация обОстрилась». Из-за визовых санкций в отношении трех российских артистов разгорается скандал по обе стороны границы. В Латвии некоторые политики говорят о «неуместности» фестиваля в нынешних политических условиях, в Москве горячие головы призывают в ответ самим хлопнуть дверью и переехать куда-нибудь…

- Ну, этого и добиваются (чтобы «Новая волна» уехала из Юрмалы). А то, что используют имена трех больших артистов… Удивляет сама постановка вопроса. Артисты высказались (по какому-то политическому вопросу). Ну, и что?! У нас свободная страна…

- Вы о Латвии или России?

- О России. И что? Если Лайма Вайкуле выскажет свое отношение к каким-то событиям, ее нельзя пускать в Россию? Я не могу понять, что это! Три народных артиста России высказали свое отношение (к вопросу о присоединении Крыма, - прим. ред.). Причем здесь запрет на въезд, автоматический ведущий за собой отмену участия в фестивале? Причем здесь публика, которая купила билеты? В том числе и на них - у этих больших артистов есть свой зритель и совсем не малочисленный! Отменять фестиваль? Почему многомиллионная телеаудитория и люди, которые едут со всего мира сюда, должны страдать?

- А кто-то серьезно уже говорит об отмене фестиваля, предпринимает действия?

- Никто. Наверное, человеку, который закрыл въезд артистам, по барабану, будет фестиваль или не будет. Он эту ситуацию использует для своих рейтингов. У него начинается предвыборная кампания. Он решил таким образом высветиться.

- Волна с идеей отмены фестиваля поднимается теперь и у нас. Говорят о необходимости проявить солидарность с «невъездными»

- Солидарность в том, чтобы не взирая ни на что провести этот фестиваль. В середине Европы проходит русский фестиваль, международный конкурс, звучат песни на русском языке наравне с песнями на английском языке. Бывали моменты, когда «Новая Волна», как единственный мостик, соединяла две страны – Россию и Латвию. И как можно это сейчас отменять только из-за того, что один человек что-то неблаговидное сделал, даже не поставив в известность, кстати, президента собственной страны. Это его личная инициатива - министра иностранных дел.

- Но эта «личная инициатива» укладывается в русло глобальных санкций против России и ее отдельных граждан за участие в «крымской кампании» и событиях на Украине…

- Но они не касались культуры, «Новой Волны». Этот человек просто решил под шумок заработать себе имидж, будучи в радикальной партии, и начал таким образом свою рекламную кампанию.

- У нас радикальные политики тоже не редко, если не намного чаще, делают артистов заложниками своих политических амбиций. Вспомнить хотя бы историю с запретом на концерты «Океана Эльзы» из-за их выступления на Майдане (причем Россию там они даже не вспоминали), не говоря уже про «запретительные истерики» в широком диапазоне от Кончиты Вурст до Мэрилина Мэнсона, которые вообще ни на каких майданах не выступали… Зеркальная ситуация, не так ли?

- Я не считаю, что такие вещи должны касаться артистов. Ни здесь, ни там. Это моя точка зрения. «Океан Эльзы», Слава Вакарчук – да, он активист, был на Майдане. Это его право. Но я на него смотрю как на гениального композитора, артиста, певца…

- Так же, как мы сейчас призываем смотреть на Валерию, Газманова, Кобзона несмотря на их спорные политические выступления?

- Да. Я считаю, что каждый имеет право на выражение своих мыслей, взглядов.

- Какие конкретные последствия может иметь нынешняя ситуация?

- Я считаю, что фестиваль должен быть и оставаться здесь, но я не исключаю, что может возникнуть ситуация, при которой придется уже уйти.

- Какая ситуация?

- Ну, когда, например, никому из артистов не дадут визу, и на «Новой Волне» останутся только Лайма Вайкуле и Раймонд Паулс.

- А указания из Москвы о срочной эвакуации не ожидаются?

- Ну, это должно быть указание президента страны, политическое решение.

- Если оно будет, вы готовы подчиниться?

- Да. Хотя и будет жалко.

- Вы разговаривали с Валерией, Газмановым, Кобзоном? Как у них настроение?

- Да, разговаривал. Они расстроены. Я уж не говорю про Кобзона – смертельно больной человек, который только и живет тем, что выходит на сцену и поет. И зал встает. Он сцене посвятил всю свою жизнь! Как можно было его включить в этот список?! А Валерия! Она же пела песню «Рига-Москва» и вот такая злая ирония получилась. Причем здесь они? В конце концов есть и другие артисты, которые высказывались на эту тему, но их ничего не затронуло. Это какая-то вкусовщина. Фамилии выбрали и выдрали из контекста, чтобы как-то погромче срезонировало, попиаристей было.

- С другой стороны, не должен ли любой взрослый человек, даже если он артист, понимать, что за слова и поступки может наступить ответственность?

- Он обязан это понимать. Но повторю, что «ответственности» подобного свойства быть в принципе не должно, ни здесь, ни у нас, как я уже сказал. Это моя позиция. Хотя реальность такова, что артист, который идет в политику, должен понимать, что это чревато.

- За этим политическим скандалом в тень уходит сам фестиваль со своим творческим наполнением. Как вы будете настраивать людей, участников, гостей?

- А меня не волнует т.н. «политическое», меня волнует творческое. Мне важно, чтобы это было творчески интересно. Это не политическое действие. Наша задача – лучше спеть, продемонстрировать лучшие песни, показать высокий уровень участников конкурса и западных звезд, которые сюда приедут. Сегодня политика выстроилась так, завтра выстроится по-другому. Хотя и голову в плечи никто не втягивает, и еще раз – я открыто говорю, что против санкций в отношении артистов где бы ни было.

- Будет ли на фестивале какая-то реакция, петиции кому-нибудь?

- Все, что можно на политической уровне уже сделано. Посол Латвии был вызван в МИД России, здесь посол России встречался с премьер-министром, высказал свои претензии по этому поводу. Но это история взаимодействия государственных структур, а мы будем заниматься творчеством.

- И что творчески вызывает у вас особенную радость?

- Радость вызывает высокий уровень конкурсантов, а также творческий вечер Аллы Пугачевой. У нее будет на этот раз необычный концепт – не широко известные ее «народные» песни, а те песни, которые оказались когда-то «недокручены», причем назаслуженно. И, может эта «Волна» сможет поставить эти песни на достойную для них высоту.

- Алла три года назад сложила с себя полномочия «Музы фестиваля» и вы были вроде как не очень довольны друг другом. Как удалось уговорить ее, вернуть на «Новую Волну»?

- Особых уговоров не было. Музыканты, к коим мы с ней относимся, такие люди, обиды между которыми со временем уходят. В конце концов, у нас одна сцена, одна тусовка, одни интересы, и долго обижаться как-то не с руки. На смену любой войне рано или поздно приходит мир. Встретились, обнялись на свадьбе у Кэти Тапурия из «А-Студио» и стали говорить о Юрмале. Непонятно, с чего ссорились, непонятно, как помирились.

- Это значит, что она возвращается в роли Музы фестиваля?

- Нет, не значит. Она может сама вернуть себя в любую роль, в которую захочет. Она такая фигура, совершенно особенная на нашем эстрадном небосклоне.

- Остается надеяться, что «Новую Волну» в итоге не накроет фатально девятым валом политических дрязг и санкций.

- Да, уж. Мне жалко только, что из-за всей этой ситуации выпадут из программы произведения, которые специально готовились этими тремя исполнителями (Кобзоном, Газмановым, Валерией) эксклюзивно для нашего фестиваля. Программа высчитывалась по нарастающей, с кульминациями, и жаль, что выступления этих больших артистов выпадут.

Юрмала.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру