Автор новой оригинальной идеи – Министерство финансов России. Оно озвучило планы работы на 2015-2017 годы, где предлагает закрывать зияющие дыры системы государственного медстраха, обложив дополнительной «данью» за полис ОМС тех, кто до сих пор за него не платил. Вероятно, тут главным образом имеются в виду те нечестные граждане, которые заняты в теневом секторе экономики: налогов не платят, а бесплатной медициной пользуются! И все же, по мнению экспертов, под раздачу могут попасть также студенты, неработающие матери с детьми в возрасте до трех лет, опекуны престарелых и инвалидов.
Тем временем директор Фонда независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье», замруководителя Федерального неврологического центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья Эдуард Гаврилов считает, что введение такой оплаты полиса ОМС нарушит конституционные права россиян и будет способствовать росту социальной напряженности: «Конституцией Российской Федерации закреплено право граждан на бесплатную медпомощь. Введение платы за полис ОМС не только его нарушит, но превратит многих членов общества в людей «второго сорта».
Он отмечает, что женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, приходится преодолевать множество сложностей, начиная от получения питания на молочной кухне и заканчивая сведением семейного бюджета: «Зачастую женщинам физически сложно выбраться на прием к врачу, даже если этого и требует их здоровье. А если на пути встанет необходимость отдельно оформлять «полубесплатный» полис, то можно считать, что такой категории пациенток у системы государственного страхования больше не будет. Ну а государство, которое вынуждает платить за медуслуги студентов, по сути, лишает себя будущего.».
Между тем объем платных медицинских услуг в здравоохранении растет. По данным Счетной палаты, за 2013 год россияне получили на 12% больше платной медпомощи в стационарах. В денежном выражении объем выплат вырос с 97,5 млрд до 111 млрд. рублей. При этом до сих пор Минздрав так и не выстроил четкой тарифной политики в отношении оплаты помощи, оказываемой населению в поликлиниках и больницах. Поэтому в соседних регионах одно и то же заболевание может оплачиваться совсем по-разному. Кроме того, для территориальных фондов ОМС не установлен нижний предел нормированного страхового запаса (например, 5% от бюджета Фонда), за счет которого мог бы покрываться дефицит. Если разобраться со всеми этими проблемами, проблему дефицита наверняка можно будет решить, что называется, без жертв.