Прах великого князя и первого главкома русской армии вернется из Франции в Россию

С предложением о перезахоронении выступил спикер Госдумы Сергей Нарышкин

В канун 100-летней годовщины начала Первой мировой в Москве открылся международный форум «Великая война. Уроки истории». В самом начале работы он преподнес сюрприз. Выступивший на открытии спикер Госдумы Сергей Нарышкин заявил о поддержке идеи перенести в Россию из Франции прах великого князя Николая Николаевича Романова, бывшего в 1914–1915 г. г. Верховным главнокомандующим всех сухопутных и морских сил Российской империи.

С предложением о перезахоронении выступил спикер Госдумы Сергей Нарышкин

«Ко мне обратились представители дома Романовых, потомки Николая Николаевича Романова, — сказал Нарышкин, который является председателем оргкомитета по подготовке мероприятий, связанных со 100-летием Первой мировой войны. — Последней волей князя, обращенной к родственникам, было его желание найти покой в родной земле, в России, рядом со своими солдатами. Я думаю, что по-человечески и на государственном уровне было бы правильно поддержать инициативу потомков великого князя о перезахоронении его праха на родине...»

Внук Николая I, племянник Александра II, двоюродный дядя Николая II... Во времена правления последнего императора из династии Романовых великий князь Николай Николаевич, хотя и носил приставку «младший» (чтобы отличать его от отца — великого князя Николая Николаевича-старшего), был одной из самых заметных и влиятельных фигур в многочисленном романовском клане, заметных даже в прямом смысле слова: от своего деда этот князь унаследовал высокий рост, возвышаясь минимум на полголовы над всеми другими, — 198 см! За такую гвардейскую стать Николая Николаевича иногда родственники называли в шутку «романовская верста», хотя сам племянник-император неизменно пользовался обращением «дядя Николаша».

К своему дядюшке царь был расположен, кроме того, он знал, что «младший» пользовался большим авторитетом в армейских кругах. А потому с первых дней войны назначил великого князя Верховным главнокомандующим. К тому времени Н.Н. исполнилось 58 лет, он носил звание генерала от кавалерии, являлся командующим войсками гвардии и Петербургского военного округа.

На важнейшем посту великий князь пробыл чуть более года. Именно под его «верховным» руководством были проведены несколько крупных операций. Первая из них — наступление в Восточной Пруссии, закончившееся из-за несогласованности действия армейских группировок окружением 2-й армии Самсонова и потерей около четверти миллиона человек. Признавая в том и свою вину, Николай Николаевич написал царю: «Я совершенно сознаю, что не сумел настоять на исполнении моих требований, посему слагаю перед Вашим Величеством мою повинную голову». Однако царствующий племянник не стал наказывать дядю Николашу и даже — в качестве«терапевтического» средства для ободрения — наградил главкома орденом Святого Георгия.

Такое поощрение Н.Н. поначалу оправдал. На Юго-Западном фронте началось успешное наступление на Львов, русские дивизии успешно действовали на люблинском направлении. В результате удалось нанести тяжелое поражение Австро-Венгрии: в результате Галицийской битвы, разгоревшейся на фронте протяженностью 400 км, австрийские войска потеряли в общей сложности свыше 400 тысяч человек...

Однако в итоге военная кампания 1915 года оказалась куда менее успешной. Запланированные Ставкой крупные операции не принесли ожидаемых побед во многом из-за просчетов высшего командования. «Конфуз» ожидал при наступлении в Карпатах, подо Львовом. Русские армии начали отступать, оставив только что взятую штурмом крепость Перемышль, потом Галицию, был оставлен Брест, началась эвакуация Риги... Наши войска несли огромные потери.

Масштабные поражения на фронтах недоброжелатели в «высших кругах» напрямую связывали с ошибками Верховного. Кое-кто из «придворной камарильи» даже стал обвинять великого князя в измене, в желании «подсидеть» царя... «Доброжелатели» нашептали подобные «тезисы» и самому Николаю II. В итоге его величество принял решение лично возглавить войска. Акт передачи командования от дяди к племяннику был подписан в Ставке, которая находилась тогда в Барановичах, 22 августа 1915 года.

После этого великого князя отправили командовать русскими войсками, сражавшимися на Кавказе. Под его руководством в 1915–1916 гг. были проведены несколько успешных наступательных операций в Персии, штурм крепости Эрзурум, русские войска продвинулись вглубь Турции более чем на 250 км.

На рубеже 1917 года группа влиятельных политиков и военных стала планировать государственный переворот «ради спасения монархии»: вместо свергнутого Николая II заговорщики предложили занять престол Николаю Николаевичу, однако тот отказался. В феврале перед своим отречением Николай II сделал было «дядю Николашу» вновь Верховным главнокомандующим, Однако такое назначение представителя опального рода Романовых не устроило членов Временного правительства, которое прислало великому князю в Ставку письмо с предложением отказаться от такого поста, доказав тем самым «свою любовь к Отечеству». В итоге Н.Н. опять сдал командование и покинул армейскую службу, которой отдал 46 лет.

Он перебрался со своей семьей в Крым и весной 1919 года выехал оттуда в Италию. Позднее великий князь перебрался во Францию, где проживал под фамилией Борисов. Он скончался 5 января 1929 года в местечке Антиб и похоронен на кладбище в Каннах. На могиле установлена мраморная доска с надписью «Верховному главнокомандующему русской армией, его императорскому высочеству великому князю Николаю Николаевичу от российского зарубежного воинства».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26587 от 1 августа 2014

Заголовок в газете: Он отказался стать царем

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру