В Москву из Украины тайно поставляют каракалов

Расследование «МК»: какими путями попадают в российскую столицу редкие животные

Похищение котенка каракала ценой 440 тыс. руб. наделало много шума в июне. Мурку, напомним, вырвали из рук ее хозяйки — 26-летней Анны Платоненко. Кота не нашли, да и если найдут — как идентифицировать? Зверя ввезли нелегально, поэтому он не был чипирован.

Другой свежий скандал — схватка за леопарда, проживавшего в обычном подвале обычного московского дома. Хищник, занесенный в Красную книгу, невесть как оказался в столице и жил бы в офисе ЧОП еще долго, если бы журналисты «МК» не подняли шум.

«Торговля редкими животными — огромный полукриминальный бизнес», — говорит мой собеседник, назовем его Сергеем. Он — хозяин питомника в одной из ближайших к Москве областей, профессионально занимается разведением экзотических кошек.

Свое настоящее имя он назвать категорически отказался — мол, будут проблемы. Однако согласился приподнять завесы тайн рынка экзотики. Кто и зачем покупает экзотических зверей и как их ввозят в Россию — в расследовании «МК».

Расследование «МК»: какими путями попадают в российскую столицу редкие животные

Первым делом интересуюсь, правда ли, что на этих довольно дорогих для среднестатистического москвича котов (один каракал стоит от 300 тысяч рублей) дикий спрос, как говорят перекупщики?

— Нет никакой очереди, — уверяет Сергей. — Но некоторые торговцы решили сделать рекламу на похищении каракала. Мол, диких котят расхватывают как горячие пирожки. Я в этом бизнесе черт знает сколько лет и ни разу не наблюдал такого.

СПРАВКА "МК"

Каракал — дикая кошка средней величины, напоминает рысь по внешнему виду. На черно-серых ушах расположены заметные черные кисточки, как у рыси. Название этой дикой кошки происходит из турецкого языка от слова «каракалак», что переводится как «черное ухо». Обитает в степях и пустынях большей части Африки и в пустынях Аравийского полуострова, в Средней и Малой Азии. Весит каракал от 11 до 13 килограммов. Отлично лазает по деревьям и разным вертикальным поверхностям. Охотится каракал в сумерках и ночью.

Продам приматов недорого

Со слов Сергея, любая продажа экзотических зверей — дело случая. В начале нулевых годов, когда не был развит Интернет, приходилось применять смекалку. Вот один из приемов — перекупщики ходили по торговому центру на Рублевке с хищными котятами. Тусовались в кафе среди обеспеченных граждан. Бывало, животных и продавали тут же, за чашкой кофе.

Сейчас ситуация поменялась — редкие кошки по большей части продаются по объявлениям в Интернете. А здесь, по словам Сергея, раздолье для аферистов.

— Пообещают зверя из европейского питомника, для достоверности отправят кучу фоток, возьмут аванс, причем порой это все 100%, а после исчезают, не отвечают на телефоны. Деньги, разумеется, не возвращают. Эти личности дают объявление о продаже экзотики в Интернете. У всех красивые сайты, доверчивые люди на них и клюют. Так, есть некий Александр из Брянска. Одной компании он пообещал доставить 8 приматов на сумму свыше 1 млн рублей. Они перечислили деньги на карту, после чего Александр исчез. Наверно, работает теперь под другим именем.

Сергей прав — обманутых людей пруд пруди. Екатерина Левченко из украинских Черкасс рассказала, что два-три года назад заказывала по Интернету сервалов, выслала все деньги заранее. Хозяйка питомника (он располагается в Москве) должна была отправить котов. «В итоге ни 9000 долларов, ни сервалов, ни связи ни с кем нет!» — сетует Екатерина.

— А почему не заявили в полицию, сумма приличная! — интересуюсь я.

— Это бесполезно. Заявление, конечно, примут. Но толку-то от этого? Все равно их не найдут, а мы время потеряем, общаясь со следователями. Заказали в другом месте, а тот случай забыли как страшный сон.

СПРАВКА "МК"

Сервал — стройная, длинноногая кошка средних размеров. Весит 8–18 кг. Сервал обладает самыми длинными ногами и большими ушами (относительно размеров тела) среди кошачьих. Голова у него миниатюрная. Сервал считается близким родичем рысей и каракала, хотя окраской он больше всего напоминает гепарда. Сервалы населяют открытые пространства с кустарниковыми и травянистыми зарослями, селясь, как правило, неподалеку от воды. Основной добычей становятся грызуны, зайцы, даманы и мелкие антилопы, а также фламинго, цесарки и другие птицы.

Другой вариант — животное все-таки вы получите, но оно будет не совсем здоровым.

Рассказ одной из жертв мошенников Екатерины Деликатной. Она покупала мини-обезьянку лори.

— Моему представителю продали больного и покалеченного лорика. При первоначальном осмотре показали одно животное, но в клетку-переноску положили другого, ссылаясь на то, что этот якобы моложе и привыкать к людям будет быстрее. Ничего подобного, мой Венечка до сих пор боится рук. И еще у моего лорика нет одного ушка. Я, конечно же, все равно его очень люблю, но просто животное жалко. Причем мне сказали, что я сама покалечила животное при транспортировке!

Любимый поезд контрабандистов

Подобных недобросовестных дельцов на рынке экзотики много. Со слов Сергея, один из самых матерых — Виктор из Риги. Он специализируется на кошках — сервалах, каракалах и т.д. Много лет подряд ввозил зверей на воскресном поезде Москва—Рига. Как говорит Сергей, Виктор тоже обманул кучу людей. По той же привычной схеме — пообещал котенка, попросил перечислить аванс и пропал. Кто-то даже детективов нанимал, чтобы разыскать мошенника. Виктор, как заправский жулик, меняет имена, паспорта, места жительства. Найти поэтому его сложно.

— А много животных ввозится нелегально? — спрашиваю Сергея.

— Если говорить о каракалах, то большинство ввозят именно контрабандой. Например, из Таджикистана. У местных можно спросить, где их нора, они вам и поймают его за символическую сумму. А уж сколько везут зверей через границу с Украиной! Там целая группа зоодельцов. Реальная цена того же каракала в питомниках Европы — 30 тысяч рублей. В России она вырастает на порядок. Почему животных ввозят нелегально? Да все объясняется просто — нужно оформлять много бумаг. Пока это сделаешь, котенок превратится во взрослого кота. Отдельная тема — обезьяны. Это 100% контрабанда. Есть компании в Москве, которые ввозят даже запрещенных к продаже орангутанов.

В основном, как говорит мой собеседник, покупают экзотических животных богатые люди, для которых десять тысяч баксов — ерунда. Их цель — узнать что-то из мира животных, дикая кошка — как кусочек природы, к которой появилась возможность прикоснуться. Однако, по его наблюдениям, каракал за «десятку» — это не показатель статуса, как порой думают некоторые обеспеченные граждане. «Вот автомобиль «Майбах» ценой в «однушку» — это другое дело», — считает он.

Украинский след каракала

Так от чего же зависит цена на дикую кошку? В Интернете есть предложения котенка каракала и за 300, и 450 тысяч, а Анна, у которой украли кошку, продавала за 440.

— От возраста — понятное дело, что дороже маленькие животные. Четырехмесячного каракала, который был у Анны, за эту цену продать, на мой взгляд, сложно. Вы видели каракала в таком возрасте? Он кусается, царапается. Еще документы играют роль, кто родители, чипирован он или нет.

— А что сами думаете о похищении каракала?

— Так как он был не чипирован, то никогда не найдут. За это время его можно было перепродать несколько раз. Вы сможете отличить нужного каракала среди десяти других? С экзотическими кошками подобных похищений не припомню. Но 8 лет назад у знакомого на МКАДе силой отняли шимпанзе. Злодеев нашли. Оказалось, что они для криминального авторитета зоопарк собирали, а платить за животных не хотели.

Сергей выяснил — кота Анны ввезли нелегально через украинскую границу. По его данным, с начала 2014 года по этому каналу в Россию «приехали» 27 котят. К этим котам предлагается корм — сухое европейское молоко ценой в 200 евро за упаковку.

Через этот же украинский канал сейчас ввозят, в частности, дорогущих попугаев — гиацинтовых ар. Их цена доходит до 1 млн рублей (при закупочной стоимости в 600 тысяч рублей).

Что касается Анны, то она также продолжает заниматься этим делом. Барышня, к сведению, специализируется на попугаях, но иногда торгует и дорогими котами.

Сергей уверен — котенка похитили крупные конкуренты на рынке, дабы ее проучить. Дело в том, что Анна — мелкий игрок в бизнесе — стала активничать, что не понравилось «акулам».

— Анна, конечно, сейчас всячески шифруется, — говорит он. — Но в том, что она продолжит этим заниматься, я не сомневаюсь. Из этого бизнеса по доброй воле никто не уходит — слишком хороший доход, при этом ничего особенного делать не надо.

А вообще сложно ли разводить диких кошек? По словам Сергея, нужно вложить столько усилий — и моральных, и материальных, что гораздо выгоднее купить его за пределами России и ввезти контрабандой.

Каракалы плохо размножаются в неволе. В России до сих пор не был рожден ни один котенок каракала.

Но этого не скажешь о сервалах — изящных пятнистых кошках.

— У меня несколько пятнистых сервалов, — поясняет заводчик. — На их прокорм трачу кучу денег — едят они только мясо. Время от времени случается приплод. Новорожденных котят нужно по 6 раз в день кормить из соски, чтобы были ручными. А если приплод у нескольких питомцев? Тогда ночами не сплю, вскармливаю то одних, то других. Настоящий звериный детский сад. Для меня это все серьезное хобби, которое приносит доход. К каждому зверю отношусь очень ответственно.

Комментирует президент Центра правовой зоозащиты Светлана Ильинская:

— В России не проработано зоозаконодательство. Если животное краснокнижное или ввезено контрабандой, то его, разумеется, должны изъять. Но вопрос — куда его поместить? Зоопарки не обязаны принимать. Есть центр реабилитации диких животных в Яхроме — только туда. Но там не так много места. Лучший выход — оставить как есть, тем более если зверей содержат в нормальных условиях. Что касается штрафов на приобретение животных, ввезенных нелегальным образом, — то они минимальны.

А должны быть максимальны. Ведь как бы кто ни любил экзотического лемура, ни фанател от редкого каракала, ни сдувал пылинки с удивительного кенгуру, очевидно одно: всем этим зверушкам не место в таком мегаполисе, как Москва. Животные должны гулять, а моцион с леопардом на поводке априори не приведет ни к чему хорошему. И значит, за чужие капризы вновь будут платить своим здоровьем обычные граждане. Только вот как объяснить зоолюбам, что слово «нельзя» в русском языке имеет одно-единственное значение?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26590 от 5 августа 2014

Заголовок в газете: Бизнес на когтях

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру