Китайские кроссовки против русских квестов

Команды школьников 17 стран мира представили в Москве свои бизнес-проекты

17.08.2014 в 17:28, просмотров: 2367

В Москве прошел финал SAGE — чемпионата мира по молодежному предпринимательству, на котором школьники десятков стран представляли свои проекты бизнес-моделей. Что интересно, в конкурсе участвовали не просто идеи и мечты, а только те проекты, реализация которых уже началась.

Китайские кроссовки против русских квестов
фото: morguefile.com

В конкурсе принимают участие более 30 стран, включая США, Россию, Канаду, Великобританию, Ирландию, Сингапур, Южную Корею, Бразилию, Китай и многие другие. Команды могут выбрать одну из двух сфер, в которых они затевают свой проект: социально ответственный бизнес или социальное предпринимательство, и на начальном этапе финансируются с помощью грантов и спонсорских средств. Но на финале надо продемонстрировать четкую долгосрочную стратегию, которая позволит данному бизнесу в дальнейшем существовать за счет собственных средств.

По правилам возраст участников составляет 13–19 лет, и команду бизнес-проекта, состоящую из 4–5 подростков и пары взрослых кураторов из числа студентов или преподавателей, может создать любая школа. Мировому финалу предшествуют отборочные этапы в своей стране, на которых выбирается команда-финалист, а уже в итоговом состязании мировое жюри определяет лучших. К примеру, в прошлом году в мировой финал вышла российская команда, состоящая из учеников семи московских школ, которые представили интернет-ресурс Want to work — биржу труда для подростков до 14 лет, ищущих работу. Представлять его они поехали на заключительные соревнования в Африку — в нигерийский город Абуджу. В этом же году выбор места для финала пал на Россию — 12-й по счету чемпионат прошел в Москве. В столицу съехались более 250 участников, представляющих команды 17 стран мира, два дня школьники и студенты презентовали свои бизнес-проекты, которые уже сейчас успешно действуют и решают различные социальные проблемы общества.

Про выступления команд «МК» рассказал Кирилл Хачатрян, один из судей:

— Наиболее интересные проекты выставили школьники Ирландии, Китая и США. Ирландцы, к примеру, в категории «Социальное предпринимательство» представили проект по производству и продаже душевых кранов с индикатором расхода воды. Эти устройства позволяют экономить воду — подсчитано, чтобы принять душ, большинству людей требуется семь минут, и после открытия крана таймер начинает отсчет, а наглядный светодиодный индикатор показывает, сколько еще осталось времени. До пяти минут он горит зеленым, потом минуту желтым, и в последнюю минуту — красным. После чего вода выключается. Эти электронные краны у них с удовольствием покупают местные фермеры, оборудующие душевые комнаты для своих работников.

Американские подростки из пенсильванской школы представили бизнес-проект по вторичной переработке оргтехники — компьютеров, мониторов, принтеров и т.д. В США вообще и в их образовательных учреждениях в частности это серьезная проблема. Оборудование меняется чуть ли не каждый год, и старое нужно утилизировать — но желательно без вреда для окружающей среды, да еще и с прибылью. И школьники взяли на себя роль посредников-работников — сперва они договариваются с руководством школ и с предприятием, которое перерабатывает вторсырье, после чего разбирают технику и сортируют компоненты — на пластик, металл, электронные платы, стекло. Эта деятельность востребована, и ниша на рынке оказалась фактически пустой!

Китайцы — те в своем стиле. В стране, где в любом подвале можно собрать «айфон», по-другому и не могло быть. Они представили проект производства стелек для кроссовок, которые при ходьбе вырабатывают энергию для зарядки смартфонов и прочих гаджетов. Внутри стелек — две сообщающиеся между собой мягкие емкости, между которыми от нажатия ступни перетекает жидкость — из одной в другую. В точке соединения емкостей стоит небольшой генератор с турбинкой, которую вращает поток жидкости, генератор вырабатывает ток и заряжает небольшой промежуточный аккумулятор, размещенный в тех же кроссовках. Идете по улице — и генерируете энергию!

— А как проявила себя на чемпионате «текущая политическая обстановка»? Не было ли напряженности — ведь зарубежным школьникам предстояло ехать во «вражью Россию»?

— Удивительно, но вообще никаких проблем! Все были раскованны и естественны, создавалось ощущение, что молодежь вообще не в курсе того, за что напрягаются взрослые их стран. Хотя по разговорам я слышал, что у некоторых ребят родители волновались по поводу поездки в нашу страну.

Российская команда из Москвы заняла 4-е место. Наш проект назывался «ВверхПоУлице», и представляли его гимназия №1583 и колледж предпринимательства №11.

— «ВверхПоУлице» — это цикл тематических культурно-образовательных квестов для команд из 5–6 человек, проводимых на улицах города, — рассказывает одна из кураторов проекта, Люба Шаркова, студентка колледжа предпринимательства №11. — Мы сами не так давно вышли из стен школ и стояли перед вопросом выбора учебного заведения, сферы, профессии. Нас водили по разным предприятиям, показывали, «чем пахнут ремесла», и для SAGE мы решили сделать на основе этого небольшой бизнес — организацию профориентационных квестов-игр. На них можно познакомиться с той или иной сферой деятельности, с профессией и ее особенностями, и, разумеется, присутствуют и игровой, и соревновательный моменты — это все же не экскурсия, а игра. Как на этом зарабатывать? На организации, на рекламе. Эти мероприятия могут заказывать фирмы.

— Не могу не задать вопрос — почему российские проекты в основном относятся к каким-либо услугам, а иностранные — к производству и разработкам? Ведь, согласитесь, китайские «зарядные кроссовки», ирландский «нано-водопровод» или переработка старых компьютеров — это впечатляет!

— Действительно, иностранные участники склонны к производству, а наши — к сфере услуг, организационным проектам, — подтверждает Люба. — Думаю, тут две причины — во-первых, производственные проекты у них создавать проще, и этому способствует многолетняя история этих соревнований. У нас же «свой российский путь» — сервисные проекты первыми приходят в голову, и присоединиться к сообществу SAGE с ними тоже проще и быстрее — это очень важно для школ, желающих присоединиться к этому интереснейшему всемирному движению.