Беспорядки в американском Фергюсоне: анатомия расизма

В подходе к событиям в штате Миссури между американцами пролегла глубокая пропасть – согласно их расовой принадлежности

Можно с небольшой натяжкой сказать, что в эти дни почти все американцы превратились в патологоанатомов. С тех пор как в масс-медиа появились графические человеческие фигуры с «дырками» — результат патологоанатомического исследования тела убитого юноши 18-летнего Майкла Брауна, в которого коп Вильсон всадил 6 пуль — люди гадают на них, как на картах. Одни видят хладнокровное убийство, другие — результаты самозащиты полицейского. Каждый расшифровывает эти фатальные «дырки» не в меру своего знания патологоанатомии, а с точки зрения своего отношения к проблеме расизма.

В подходе к событиям в штате Миссури между американцами пролегла глубокая пропасть – согласно их расовой принадлежности

Я тоже попытался прикоснуться как Фома неверующий к невидимым ранам негритянского тинэйджера из миссурийского городка Фергюсон. И я понял, что в него стрелял не полицейский из этого же городка, а расизм современной Америки. Вот почему не стихают волнения в этом предместье Сент-Луиса.

В каждом населенном пункте Соединенных Штатов дремлет свой Фергюсон, пока его не разбудили смертельные выстрелы. Браун был убит 9 августа. А 5 августа в Биверкрике, штат Огайо, полицейский застрелил 22-летнего афроамериканца, отца двух детей Джона Кроуфорда. 17 июля полицейские задушили негра Эрика Гарнера, отца шестерых детей. Это произошло не на глубоком Юге, а на Стейтен-Айленд, штат Нью-Йорк. Как говорится, и так далее.

Зачастую негр в Америке – «преступник» уже потому, что у него черная кожа. Отсюда феномен так называемого профилирования. За прошлый год нью-йоркские полицейские задержали и обыскали энное количество подозрительных. 25% из них были молодые негры, хотя чернокожие составляют лишь 2% населения Нью-Йорка.

Но вернемся в Фергюсон. В прошлом году из остановленных полицией прохожих 86% были афроамериканцы; из обысканных их было 92%; из арестованных — 93%. А вот контрабанду обнаружили у 34% белых, по сравнению с 22% черных. По всей Америке белые совершают куда больше преступлений, чем черные. Но, как иронически замечает историк Дэвид Леверинг, «белые совершают преступления, а черные – преступники». Вот почему массовые убийцы — белые не анализируются как специфическая группа людей. Они убийцы-индивидуалы. А вот индивидуальный преступник негр рассматривается как плоть от плоти вообще негров.

Социологи провели такой опыт. Людям-подопытным дали прочесть историю одного преступления. Фото преступника к тексту приложено не было. Тем не менее, 60% подопытных показалось, что они «где-то видели это фото», 70% из них заявили, что это был негр.

А вот знаменитый случай медийного расистского внушения. В печати были опубликованы две фотографии о последствиях знаменитого урагана «Катрина». На одном фото изображена супружеская пара белых. Они идут по грудь в воде и держат над головами продовольствие, взятое из соседнего магазина. Подпись под фото гласит, что они «нашли» его в этом магазине. На втором фото мы видим ту же картину, но супружеская чета – негры. Подпись под вторым фото: «Они ограбили продовольственную лавку».

Белые не любят черных за то, что те «живут» за их счет в результате действующей в Америке системы велфера (социального обеспечения). Но большинство сидящих на велфере белые. Когда они об этом узнают, их реакция, приблизительно такова: «Черные на велфере – благодаря их лени. Белые — жертвы обстоятельств, которые сильнее их».

Рассматривая в этом контексте трагедию в Фергюсоне, можно сказать, что в черного юношу Брауна стрелял не белый коп Вильсон. Стрелял расизм. Иногда это проходит еле уловимо, иногда — весомо, грубо, зримо. И люди вместо того, чтобы зарыть в землю топор расовой войны, зарывают в песок головы, как страусы. (Те, у которых есть совесть?) Преступность объявляется «культурной проблемой» цветных. Наркомания, например, объявляется «культурной проблемой» негров, хотя большинство наркоманов и наркодельцов – белые. Но чаще за это арестовывают негров, и приговоры, выносимые им, намного суровее чем те, что получают белые.

Вот что я вычитал из патологоанатомического атласа Майкла Брауна, прошитого шестью пулями…

Поздно ночью в воскресенье в Вашингтон из виноградников Марты, где он проводит свой летний отпуск, прилетел президент Барак Обама. Причин тому было две — Ирак и… Фергюсон. Международный конфликт и «заурядное» убийство полицейским негра в городе с населением в 21000 жителей. Потрясающий разброс, но схваченный единой логической зацепкой.

Утром Обама встречался со своей внешнеполитическо-военной командой. В повестке дня стоял иракский вопрос. Из Ирака поступали положительные новости. Боевики «Исламского государства» вынуждены были оставить захваченную ими важнейшую Мосульскую дамбу — источник воды для всего Ирака. Удалось освободить беженцев-йезидов, спрятавшихся в горах Синджар. В Багдаде премьер Малики вынужден был перестать цепляться за власть. Короче, все хорошо, прекрасная маркиза!

Вторую половину того же дня Обама посвятил ситуации, сложившейся в Фергюсоне. Сводки с этого фронта приходили неутешительные. Сами понимаете, Фергюсон - это вам не Ирак. Губернатор штата Миссури Джей Никсон сообщил президенту, что он направил отряды Нацгвардии в Сент-Луис и Фергюсон, чтобы она защищала местную полицию и ее штаб-квартиру от взбунтовавшихся демонстрантов, пока сама полиция защищает закон и порядок. Тем не менее, губернатору пришлось отменить комендантский час, который еще больше подстегивал демонстрантов на неповиновение.

После телефонного разговора с министром юстиции Эриком Холдером, президент объявил, что в среду, 20 августа, Холдер полетит в Фергюсон для смотра сил правопорядка. Весть о том, что была задействована Национальная гвардия, Обама воспринял без особого энтузиазма, ибо это было откровенным признанием серьезности ситуации, сложившейся в Фергюсоне. Обама позвонил Никсону и предупредил его, чтобы тот ограничил действия нацгвардейцев «в лимитированном и подходящем плане». Он даже пригрозил губернатору, что будет «пристально следить за развертыванием Национальной гвардии». В голосе президента зазвучал металл: «В течение нескольких последующих дней я буду следить за развитием событий, чтобы взвесить — помогает или мешает прогрессу в Фергюсоне Национальная гвардия». Он специально подчеркнул, что гвардию в Фергюсон послал не Белый дом, а миссурийский губернатор.

До самого наступления глубокой южной темноты вдоль Вест-Флориссант-авеню шли демонстранты. За несколько блоков от этой авеню гвардейцы в армейском камуфляже с нашивками военной полиции размещались в белых автобусах и бронемашинах. Митинги, их полиция называет стационарными, были запрещены. Протестникам разрешалось лишь маршировать. Ресторан-барбекю, ставший эпицентром беспорядков, охраняли шесть полицейских, лавку по соседству — еще 30 копов. Были арестованы несколько человек. Среди них фоторепортер «Getty Images» Скотт Олсон – его заковали в наручники. Для верности.

Как показывают результаты опроса, проведенного Институтом общественного мнения Пью, глубокая пропасть пролегла между американцами, согласно их расовой принадлежности, в подходе к событиям в Фергюсоне. 80% негров считают, что расовые проблемы требуют серьезного обсуждения. Среди белых так считают лишь 38%. 76% негров не верят, что расследование убийства Брауна будет справедливым. Среди белых «неверующих» – 33%.

В понедельник тело Брауна подверглось третьему по счету вскрытию. Его осуществил военный врач, назначенный министерством юстиции. Оно подтвердило результаты предыдущих двух. В Брауна попали шесть пуль. Все ранения фронтальные, произведены с дальней дистанции. По словам Дерил Паркса, адвоката семьи убитого, результаты вскрытия требуют ареста полицейского Вильсона…

На пресс-конференции по Ираку и Фергюсону Обама сказал: «Как американцы мы должны в подобные моменты (это о Фергюсоне. — М.С.) проявлять нашу общую гуманность». Но ни общей, ни частной гуманности никто проявлять не собирается, не хочет. Дело в том, что единой гуманности в Америке не существует. Есть гуманность белая, как лилия, и есть гуманность черная, как «Квадрат» Малевича. И между ними, как между Сциллой и Харибдой, пытается прошмыгнуть черно-белый президент Соединенных Штатов.

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис

В Фергюсоне угрожают журналистам

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру