Аттракцион неслыханной жадности

Злоба дня

Злоба дня

Российская ГИБДД хочет поднять стоимость получения водительских прав до 6500 рублей. И это на первый раз: каждая следующая попытка также обойдется в несколько тысяч. Оправдываются дорожные полицейские профессионально: мол, это поможет финансово стимулировать кандидатов более качественно готовиться к экзаменам.

Видите ли, за год у нас в стране фиксируется порядка 10 миллионов попыток сдачи экзаменов, хотя соискателей на самом деле чуть больше 2,2 миллиона. То есть среднестатистический водитель получает «корочки» с четвертого раза. А теперь представьте, что каждый такой дополнительный «раз» будет стоить от 1 до 4,5 тысячи рублей.

Бюджетный гешефт вырисовывается очень даже приличный. Первый заход — 6500 рублей, независимо от степени подготовки. Просто за то, что пришел. Предполагается, что сами экзамены обойдутся в 4,5 тысячи: тысяча — за теоретическую часть, полторы — за «площадку», еще две — за «город». Подорожает и изготовление «корочек». Сейчас это стоит 800 рублей, но если законопроект примут, ценник увеличится до двух тысяч.

Однако это не все: мы же помним про три дополнительных раза? За пластик деньги брать снова не будут, но только за него. Все остальные цены зафиксированы. Отсеялся на теории? Твой второй раз будет стоить 4,5 тысячи рублей. Не сдал «площадку» — 3,5 тысячи. Завалил с первой попытки «город»? Две… Тут счет в итоге на миллиарды пойдет. Вынутые опять же из карманов водителей. Пусть даже и будущих.

Многие сейчас, конечно, вспомнят про «права купила, ездить не купила», про безопасность движения и прочее. Однако все давно и прекрасно знают: экзамен на права к качеству подготовки будущего водителя не имеет никакого отношения. Руководствоваться его результатами — все равно что набирать людей в отряд космонавтов на основании одной лишь их проверки у дантиста.

Впрочем, кого волнуют такие мелочи? В России же провели реформу системы подготовки водителей, снабдили автошколы новыми программами, избавили крупных игроков от «теневых брокеров», банально натаскивавших студентов на сдачу и тупо «торговавших» правами. При этом, правда, их забыли наделить ответственностью…

Ну не отвечает сейчас автошкола за своего студента. Вообще. Как он готовился, готовился ли вообще, ее не волнует, как не волнует то, с какого раза он сдаст гаишный экзамен.

Обучение в автошколе сейчас не пять копеек стоит, мало того, расценки продолжают расти, хотя обучение и так стоит весьма приличных денег. Но после отмены экстерната альтернатив у будущих водителей не осталось. И в первую очередь за его уничтожение ратовали именно автошколы.

Теперь представим себе обратную ситуацию, при которой автошкола выступает не как промежуточное звено, а как фактический гарант качества подготовки. Идеальный вариант. Для этого, кстати, много не надо: первый экзамен может быть по умолчанию включен в стоимость обучения, каждый дополнительный при этом также будет оплачиваться, но не водителем, а школой. Вот тут-то и начинается разделение ответственности: недоработала она в процессе обучения — сама себя и наказала.

В такой ситуации предложенная инициатива превратится в нормальный инструмент, направленный на повышение качества подготовки будущих водителей. Но этого не случится, ибо такая его трансформация невыгодна ни одной из материально заинтересованных сторон, поскольку тут их волнуют только собственные прибыли, но никак не повышение уровня дорожной безопасности.

И это крайне печально: автомобиль для многих из средства передвижения вновь трансформировался в роскошь. Вскоре такой же роскошью станут водительские права.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру