Как россиянам можно помешать напиваться

Пробовали разное — от настоя из щуки до запрета «Застольной» Бетховена

3 октября отмечается очередной праздник международного масштаба. Однако выпить по этому поводу не получится. Ведь нынешняя «красная дата» обозначена в календаре, как Всемирный день трезвости и борьбы с алкоголизмом! Зато к празднику «МК» публикует некоторые интересные факты о вкладе наших отцов-дедов-прадедов эту самую борьбу с «зеленым змием».

Пробовали разное — от настоя из щуки до запрета «Застольной» Бетховена

Настой из щуки

В XIV веке в Пермской губернии для борьбы против запоя и похмелья пользовались особым народным средством. Живую щуку сажали в емкость, наполненную вином и «настаивали» так в течение 12 дней. Уснувшая в винной ванне рыбина за это время «давала много слизи» и «лечебный настой» протухал. Им поили пьяницу, сопровождая это действие приговором: «Как щука не терпит вина, так же бы не терпел его раб Божий (называлось имя)».

Опыт Годунова

Вступив на русский престол, царь Борис Годунов в числе прочих решений строжайше запретил пьянство и содержание питейных домов. Борис объявил, что скорее помилует вора или убийцу, нежели того, кто вопреки указу осмелится открыть в городе или селе питейный двор. «Пусть дома каждый ест и пьет сколько хочет, но никто да не дерзнет продавать вино московитянам. Если же люди, содержащие питейные дома, не имеют иных средств к пропитанию, пусть подадут просьбы, и они получат земли и поместья.» Впрочем, столь строгий запрет в реальной жизни так и не заработал, а вскоре и сам его инициатор был свергнут с престола.

Рецепт вельможи

Особый способ пить, не пьянея, изобрел в середине XVIII века известный русский вельможа, один из «конфидентов» императрицы Елизаветы Петровны, граф Иван Шувалов. Близость к императорскому двору обязывала Ивана Ивановича чуть ли не каждый день участвовать в праздничных застольях. Но, как назло, организм Шувалову достался от природы «слабый на градусы» – вельможа быстро пьянел и терял контроль над своим поведением. А это было очень опасно для столь высокопоставленной особы. И тогда граф придумал особый способ «пить по-шуваловски». Перед каждым предстоящим застольем для Ивана Ивановича готовили стакан глинтвейна (горячего вина с пряностями), в который было добавлено несколько ложек подсолнечного масла. После употребления этого снадобья масло обволакивало стенки пищевода и препятствовало в течение некоторого времени быстрому попаданию через них алкоголя в организм. В результате Шувалов на удивление всем другим участникам застолья мог пить бокал за бокалом, фактически не пьянея.

Ноги для выхода

При государыне императрице Екатерине Великой узаконенное для «государственных лиц» правило поведения гласило: «Кушать сладко и вкусно, а пить с умеренностью, дабы всякий мог найти свои ноги для выхода из дверей.»

Целебная пастила

В позапрошлом веке в подмосковной Коломне, прославившейся своими мастерами по изготовлению пастилы, начали выпускать особый ее сорт под названием «Трезвость». Как утверждали специалисты-кондитеры, эта сладость помогала излечиваться от пьянства, отвлекая человека от бутылки.

«Холодное» отрезвление

Дореволюционная «алкогольная» статистика в России выглядит весьма печально. Согласно проведенным в начале прошлого века опросам, в нескольких особо «пьяных» губерниях свыше трети населения начинало регулярно употреблять водку еще до наступления 16-летнего возраста.

Специальные учреждения «для протрезвления» появились в 1880-е годы. Для этих целей в каждом полицейском участке была оборудована «холодная», куда дежурные околоточные и сваливали подобранных на улице пьянчужек. Их предполагалось протрезвлять при помощи воздействия низких температур. Тем, кто, оказавшись «на прохладе», через некоторое время приходил в чувство, дежурный по околотку «отечески» давал в морду: «Гляди, больше не попадайся!» и отпускал на волю. Но бывали и такие «неженки», которые не выдерживали подобного способа протрезвления, и по утру их находили на полу «холодной» замерзшими насмерть. Таких оформляли в полиции, как «умерших от переохлаждения».

Особой активностью в борьбе за народную трезвость отличался генерал-адъютант В. Ф. Джунковский, ставший «хозяином» Москвы в 1905 году после трагической гибели от бомбы террориста Великого Князя Сергея Александровича. Стараниями Джунковского в Первопрестольной были организованы несколько вытрезвителей, наркологическая лечебница и даже антиалкогольный музей.

Первый советский вытрезвитель

В Советской России с пагубной страстью населения к выпивке начали бороться не сразу. Лишь в 1928 году, когда проведенные статистические исследования показали, что в стране победившего пролетариата потребление алкоголя достигло уже полутора ведер в год на каждую статистическую душу, решено было открывать вытрезвители. Первый из них появился в Ленинграде. Поначалу эти учреждения находились в структуре Министерства здравоохранения, но во времена правления Хрущева они был переданы «под крыло» МВД.

Счастье лимитчиков

В конце 1960-х в столице стали создавать новые «очаги по борьбе с алкоголизмом» – Лечебно-трудовые профилактории (ЛТП). Поскольку идти на работу в эти «заведения» желающих не было, врачебный и обслуживающий персонал набирали в значительной степени из иногородних, которым за это давали московскую прописку (для таких ЛТП-«лимитчиков» был даже специально построен жилой 5-этажный дом в одном из районов на севере столицы).

Ретушь для Гагарина

7 мая 1985 года ЦК КПСС принял Постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». А 16 мая вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения». Начавшаяся «горбачевская» антиалкогольная кампания «аукнулась» многими «перегибами», среди которых были и вовсе удивительные. Поскольку Постановление ЦК предписывало «не допускать, чтобы в театры, кино, теле- и радиопередачи, художественные произведения проникали мотивы пропагандирующие выпивки, застолья…», то зрителям сразу перестали показывать все фильмы и спектакли, где имелись «винные» сцены (в числе первых под запрет попал популярный музыкальный фильм «Гусарская баллада»). В Большом театре убрали из репертуара оперу «Борис Годунов», в которой имеется несколько сцен застолья и «распития спиртных напитков». На радио и телевидении попали в «четный список» не только многие из популярных песен военного времени с «алкогольными» «намеками», но даже и произведения признанных классиков – «Застольная» Бетховена, «Заздравная» Дунаевского… В апреле 1986-го по случаю 25-летия первого полета человека в космос в газете «Правда» поместили старое фото Юрия Гагарина на торжественном приеме в Кремле. Бокал, находившийся в руке космонавта, при этом тщательно заретушировали, и в результате получилась очень глупая картинка: герой космоса протягивает весьма характерным жестом руку, в которой абсолютно ничего нет!

Два года тюрьмы за чудо инженерной мысли

Антиалкогольная кампания спровоцировала резкий рост в СССР самогоноварения. Осенью 1985-го для «руководящих товарищей» была устроена закрытая спец-выставка, собранная из «экспонатов», реквизированных милицией во время регулярных рейдов. Среди бесконечных кастрюль, бидонов и змеевиков от холодильников внимание привлекал аппарат, изготовленный неким столичным инженером. Он был снабжен даже программирующим электронным устройством и мог работать в заранее выбранном режиме. Перед уходом на работу хозяин загружал агрегат порцией свежей браги, а к его возвращению после трудового дня были уже готовы к употреблению две бутылки «беленькой». Высокопоставленным посетителям чудо-аппарат очень понравился, знающие люди утверждали даже, что он сделан на уровне лучших мировых достижений в области автоматики. Но в итоге автор этого технического шедевра получил «награду» в виде двух лет тюрьмы за самогоноварение.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру