Число интернет-пользователей в нашей стране постоянно растет, и самую значительную часть прироста составляют дети и подростки. Не секрет, что «мировая паутина» содержит не только много полезного, но и серьезные риски. Особенно — для юных пользователей, «любознательных, но малоопытных и при этом самоуверенных», - констатировали участники конференции.
Казалось бы, снизить существующие риски должны родители и учителя. Но парадоксальность ситуации состоит в том, что наши дети — гораздо более сведущи в вопросах интернета, чем взрослые. Поэтому не удивительно, что беспокойство по поводу опасностей, таящихся в виртуальном пространстве, высказывают 60% россиян, уточнила член Совета Федерации Людмила Бокова, а проверяет то, что делает в интернете его ребенок, лишь каждый пятый родитель. Изменить эту статистику и должен всероссийский урок интернет-безопасности, в ходе которого школьники и их учителя познакомятся с практическими правилами поведения, минимизирующими риски пребывания в виртуальном пространстве.
Лишь за последнее время Роспотребнадзор «вычислил» и закрыл около 1 тыс. интернет-страниц с контентом, угрожающим моральному и физическому здоровью детей. Социально ответственный бизнес от интернета также делает, что может: модерирует и удаляет подозрительный контент; внедряет «тревожные кнопки» для детей до 13 лет, получивших сомнительные интернет-сообщения (в случае нажатия такой кнопки отправителя найдут и проверят); разрабатывают технологии семейных фильтров; собирают информацию о зловредных сайтах и пр. Но вопрос безопасности ребенка в виртуальном пространстве все равно остается актуальным.
Конечно, один отдельно взятый урок интерне-безопасности, где расскажут, как обезопасить себя при общении в сетях или покупке электронного билета не решит проблему. Нужна систематическая работа со школьниками, заявил первый зампред думского комитета по образованию Владимир Бурматов. Но как ее проводить? Можно, скажем, ввести в школах специальный предмет «Кибербезопасность», как в Израиле. Но где взять на него часы в переполненном учебном плане? Можно сделать его факультативным — но тогда снизится эффективность. А можно «распылить» его в содержании других уроков — например, ОБЖ или информатике.
К последнему, отметила директор департамента госполитики в области общего образования Минобрнауки Анастасия Зырянова, и склоняется ее ведомство: «Безопасность в интернете нельзя получить в рамках одного какого-то урока. Может быть только комплексный подход к проблеме. А школа должна просвещать и учеников, и родителей. Методические рекомендации с учетом возрастных особенностей детей уже подготовлены Российской академией образования и размещены на нашем сайте».