После пятого класса дети перестают учиться

Россия впервые провела национальное исследование качества образования

28.10.2014 в 19:33, просмотров: 7640

Во вторник 65 тысяч российских учащихся 5–7-х классов из 500 школ написали особые контрольные по математике. Работы не подписывались, и оценок за них не будет, однако последствия акции трудно переоценить. Экзамен по математике дал старт запуску системы национальной оценки качества образования. И на очереди обследования по русскому языку, информатике, а затем, возможно, и по истории.

После пятого класса дети перестают учиться

Национальные системы оценки качества образования есть во всех странах, традиционно занимающих топовые позиции в международных исследованиях качества подготовки школьников. Там участвует и Россия. Но наша страна показывает отличные результаты лишь в оценке знаний младших школьников. Показатели же основной и старшей школ у нас проседают: по какой-то причине после 5-го класса российские дети теряют интерес к учебе. Понять причину этого феномена и оценить состояние обучения в регионах поможет система национального исследования качества образования.

Первым предметом для исследования решили сделать математику в 5–7-х классах. Задания доставили к местам проведения как материалы ЕГЭ. Но работы сдаются анонимно, а пишутся не для оценки знаний конкретного ученика, а для выявления общего уровня подготовки и решения «вылезших» проблем на дальних подступах к ГИА для девятиклассников, не говоря о выпускных ЕГЭ.

Правда, если школа пожелает, она сможет поставить оценки, разъяснил «МК» директор Центра непрерывного математического образования Иван Ященко: «Но не как наказание, а только поощрительные. Например, если отличник разволновался и написал работу на «тройку» или «четверку», ее ставить нельзя. А вот троечнику поставить «четверку» можно».

Задание для пятиклассников оказалось несложным даже для журналистов-гуманитариев. В его составе пара-тройка простеньких арифметических задачек; забавный тест по геометрии (разбить на определенное число треугольников силуэт вороны); текстовая задача на сюжеты из реальной жизни (например о ценах на билеты в музей); задача на прикидку и оценку (например оценить длину автобуса исходя из длины нарисованной рядом легковушки). Имеются также задания скорее не по математике, а на логику и умение анализировать.

28 октября эту и подобные контрольные написали около 65 тыс. учеников из 500 российских школ. Количество школ-участниц зависело от общего числа детей в регионе — так, скажем, в Новосибирской области их было три, а в Москве — пятнадцать. При этом, чтобы исключить попытки регионов «улучшить» свои результаты, «представив» лучшие школы и учеников, Рособрнадзор сам отобрал 500 школ разных типов — от сельских до гимназий — и обязал писать там работы все имеющиеся 5–7-е классы.

14 апреля 2015 года аналогичным образом пройдут контрольные по русскому языку в 4-х классах, а в октябре 2015-го — по информатике. Следующим предметом, не исключает глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, может стать история — «замер» ее качества может произойти весной 2016 года. А чтобы отследить достигнутый прогресс, такие исследования будут проводиться раз в три-четыре года — эта частота в соответствии с мировой практикой считается оптимальной.

Анализ итогов контрольных, вошедших в серию национальных исследований качества образования в России, послужит основой для решения накопившихся проблем — а их, как свидетельствуют результаты прошлогоднего «честного ЕГЭ», у нас предостаточно. При этом никаких рейтингов регионов по итогам этих испытаний составляться не будет, заверил Кравцов «МК»: «Нам нужны не высокие результаты, а объективная ситуация». Впрочем, кое-что в Рособрнадзоре могут предсказать уже сейчас, отметил он: «Проблемы начинаются с основной школы: 25% ребят не могут решить задачи для 5–6-х классов. Думаю, нам удастся выявить проблемные регионы и зоны, чтобы исправить ситуацию к старшим классам. Важны и хорошие результаты — мы изучим лучшие практики и распространим их по стране с помощью системы повышения квалификации учителей».