Почему отстает российская школа?

Мировое образование нацелено на творчество учащихся, а наша страна движется в обратном направлении

Мировое образование нацелено на творчество учащихся, а наша страна движется в обратном направлении

«Главный учитель сегодняшнего ребенка — его мобильник, ведь там Гугл, которому он так верит» — так обрисовал ситуацию в образовании один из катарских отцов, но под его словами может подписаться любой. Оно и понятно.

«Мир изменился настолько, что образование оказалось на перепутье: именно сейчас определяются глобальные вызовы и пути его развития на ближайшие десятилетия», — заявил, открывая WISE-2014, председатель саммита доктор философии шейх Абдулла бин Али Аль Тани.

Определить новые мировые вызовы и тренды удалось довольно быстро. С одной стороны, демотивация детей к учебе. С другой — ставка на креативную школу, готовящую будущих профессионалов с ярко выраженной творческой составляющей. Короче, ключевым словом в образовании на обозримое будущее становится КРЕАТИВ со всеми его производными. Здесь все ясно. Сложнее понять, как этого добиться.

Школа — главный враг креатива?

Две трети ведущих экспертов мира, собравшихся в Дохе, считают, что нынешняя школа убивает креативность детей. При этом главным препятствием для креативности большинство (37%) назвали слишком большие временные затраты на подготовку школьников к тестам. Вторая по численности группа (28%) винит руководство школ, редко поощряющее креативность учителей из боязни связанного с ней риска, 20% — самих учителей, а 13% — чрезмерную обязательность школьной программы. Еще 2% полагают, что на креативность школы всем попросту наплевать.

Любопытно, что самым эффективным способом мотивации учителя к креативности подавляющее большинство — 56% — назвали не увеличение зарплаты (за этот путь высказались 22%), а большее доверие к учителю и свободу эксперимента на уроке. Важно также, что каждый десятый эксперт настаивает на сокращении объема тестово-оценочных работ и наращивании обратной связи ученика с учителем на основе педагогических наблюдений. Этот путь, как оказалось, апробируют уже многие страны. И только наша движется в прямо противоположном направлении.

«Роль тестирования неимоверно раздута»

— Последние 20 лет мы двигались не туда и воспитывали в детях неверные навыки, — открыл дискуссию автор бестселлера «Как дети достигают успеха» Пол Тот (США). — Роль индекса IQ и тестирования в целом неимоверно раздута: важнее креативность и любознательность ребенка, самостоятельность и самоконтроль, оптимизм и социальные навыки. Этот вывод сделан не на пустом месте. Пилотный проект в двух школах Нью-Йорка подтверждает: дети, легко решающие тесты, часто не способны противостоять сложностям в разрешении жизненных проблем. Так что сегодня при всей важности академической составляющей главная задача учителя, во-первых, научить детей учиться, а во-вторых, справляться с неудачами, вооружить жизненной стратегией быть победителем, а не жертвой. Что же касается стандартизированных тестов, то это палка о двух концах. Они не отражают ни интеллектуального потенциала, ни становления характера ученика, а умение их решать не всегда помогает справляться с задачами, которые подбрасывает жизнь.

Не стоит, по мнению Тота, преувеличивать и роль электронных образовательных технологий: «Они полезны, но крайне затрудняют педагогическое воздействие на ученика и процесс его воспитания». И снова ощущение, что Россия бредет не туда: наши чиновники от образования первым делом отчитываются о закупках электронных девайсов и размахе дистанционного образования.

«Воспитывать в школе не будущих потребителей, а креативщиков!»

Лишь три года назад тогдашний глава Минобрнауки Андрей Фурсенко объявил, что в соответствии с мировыми тенденциями наша система образования должна готовить грамотных потребителей. И вот поди ж ты! Современная школа должна растить не будущих потребителей, а креативщиков, заявил эксперт гарвардской Лаборатории инноваций Тони Вагнер (США):

— В мире произошли фундаментальные изменения, и нужны люди, способные придумать что-то новое, открыть новые возможности и принципиально новые пути решения проблем. Добрую половину работодателей интересует не диплом претендента на рабочее место, а то, что тот умеет и может ли он работать в команде. Мы перешли к инновационной модели, а значит, в первую очередь школа должна поощрять любознательность ребенка. Именно это, а не простая передача знаний является сегодня главной целью школы. И под нее сегодня надо готовить учителей и новые программы, ведь креативному подходу к жизни надо учить с детства. В противном случае уже к 12 годам дети понимают, что надо не задавать учителю вопросы, а давать правильные ответы. А когда подрастут, то если и изобретут что-то, то не благодаря, а вопреки навыкам, полученным в школе.

«Мир сейчас нуждается не в тех, кто ищет работу, а в тех, кто создает рабочие места, — констатировал руководитель международного фонда Creativity, Culture and Education Пол Коллард (Великобритания). — Поэтому главное — воспитание в учащихся креативности: любознательности, воображения, упорства, умения работать в команде, самодисциплины. Это, кстати, и лучший путь мотивации к учебе, ведь интересно учиться, а не хулиганить на уроке, лишь тогда дети физически, морально и интеллектуально вовлечены в образовательный процесс. Тот, кто спит на уроке, не усвоит ничего, а тот, кто там томится от скуки, — почти ничего!

Каждый евро, вложенный в дошкольное образование Финляндии, приносит семь

В последнее десятилетие маленькая Финляндия стала признанным мировым лидером образования. Не в последнюю очередь из-за того, что образование здесь считают главным фактором благополучия человека. Впрочем, и государства тоже.

— Каждый евро, вложенный в образование дошкольника, приносит семь, — поделилась образовательной арифметикой своей страны министр образования и коммуникаций Финляндии Криста Киуру. — Таким образом, вложения в образование — это обязательно вложение в экономику — просто это не всегда лежит на поверхности. К примеру, детские сады улучшают когнитивные возможности на 87%. Поэтому мы, говоря об образовании, имеем в виду не только школу, а всю цепочку, начиная с детсада.

Цель дошколки в Финляндии, по ее словам, «с одной стороны, научить детей учиться, а с другой — понимать чувства других людей, сотрудничать друг с другом, быть частью общества. При этом мы считаем принципиально важным оставлять им достаточно времени для самостоятельных, без участия взрослых, занятий и игр».

Учат финских малышей, как оказалось, и еще кое-чему. А именно чувству свободы: «Необходимо, чтобы уже у трех-, четырех- и пятилеток был выбор, — не сомневается министр образования. — К примеру, оценки взрослых и детей часто не совпадают. Мы строим для них большие здания детсадов, а им в огромных помещениях неуютно — они больше любят места, связанные с играми. И все это мы выяснили, попросив детей сделать фото мест, которые они ненавидят и любят».

Кто прислушивается к мнению воспитанников детских садов и думает об их свободе в нашей стране?

Финская модель: школа

— Мы начали реформу образования, из-за того что обучение носило слишком академический, отвлеченный характер, а экономике не хватало квалифицированных специалистов. Другой целью стала ставка на креативность и обучение основам предпринимательства, — рассказал «МК» исполнительный директор неправительственной организации «Me and MyCity» Томи Алакоски (Финляндия).

Вначале, признался он, многие не верили, что новый подход пойдет на пользу, и хотя явно никто не сопротивлялся, был большой скепсис. Но с учителями и родителями поработали, педагоги прошли переподготовку в университетах (к слову сказать, все финские учителя с высшим образованием, причем закончили не бакалавриат, а магистратуру). Затем к сотрудничеству со школой подключились предприниматели, «зацепленные» заинтересованностью в подготовке будущей рабсилы (а не приказной «социальной ответственностью»), и все завертелось.

Пилот по увязке теоретических знаний с практикой начался в 2010 году и через четыре года принес первые плоды. Учителя втянулись, а школьники с изумлением обнаружили, что, скажем, математика не только интересный, но и необходимый предмет, кем бы во взрослой жизни они ни стали — бизнесменами или наемными работниками. Сейчас на очереди новая проблема: дети, по словам Алакоски, не знают, куда идти после школы — и им надо помочь с выбором.

Провести индивидуальную работу с каждым школьником в Финляндии реально: к примеру, в Хельсинки в школе в среднем по 400 учащихся: в младших классах менее 20 человек, а в старших — по 25. В финском детском саду полагается по 8 воспитанников на одного воспитателя. Да и в целом на образовании не экономят — на эту сферу идет до 30% доходов от налогов. И это принципиальный момент.

Деньги никто не отменял

Понятно, что выделение средств в условиях экономического кризиса — вопрос непростой, а если ситуация усугублена другими факторами, как в России, и подавно. Однако существуют объективные показатели финансирования образования в странах, заинтересованных в интеллектуальном развитии нации. И те, кто на них не ориентируется, пролетают.

По оценке руководителя международной организации «Глобальное партнерство в области образования» Элис Олбрайт, «для нормальной работы системы образования страна должна вкладывать в него около 6% ВНП, или 20% национального бюджета». Для России с ее недавними 4,5% ВВП на образование, а в 2015-м, предположительно, и с 4,1% — это несбыточные мечты. Прочие мировые тренды, о которых говорилось в Дохе, на пути следования отечественного образования также не наблюдаются. Может быть, нам нужнее не креативность, а единообразие?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру