Новому виду американских санкций поможет "закон Магнитского"

Национальный антикоррупционный комитет считает, что российских бизнесменов хотят сделать бесправными за рубежом

Национальный антикоррупционный комитет (НАК) обеспокоен возможностью введения со стороны США нового вида санкций в отношении российского бизнеса. На это, по словам председателя НАК Кирилла Кабанова, может указывать процесс, инициированный правительством США, и получивший в СМИ название «Браудер против России». Естественно, роль первой скрипки в этом процессе играет основатель фонда Hermitage Capital, английский бизнесмен Уильям Браудер. В нашей стране он, напомним, осужден за уклонение от уплаты налогов и объявлен в международный розыск.

Национальный антикоррупционный комитет считает, что российских бизнесменов хотят сделать бесправными за рубежом

Браудер фигурирует в процессе как свидетель якобы отмыва денежных средств, полученных от реализации крупнейшей в России налоговой аферы на 5,4 миллиарда рублей. Той самой, из-за раскрытия которой, как утверждает Браудер, и был, якобы, подвергнут пыткам Сергей Магнитский, умерший в следственном изоляторе. Именно на основании этих утверждений, причем, пока абсолютно голословных, американский прокурор и добивается конфискации имущества, фактически принадлежащего одному из российских бизнесменов. Как считает Кабанов, если решение будет принято в пользу США, России придется готовить адекватный ответ, иначе наши предприниматели могут стать абсолютно бесправными в любой стране мира, поддерживающей американскую политику.

Парадоксальный иск

Сам по себе этот процесс, который проходит в Окружном суде по Южному федеральному округу Штата Нью-Йорк — а надо отметить, что он не уголовный, а гражданский — просто изумляет количеством юридических парадоксов.

Достаточно сказать, что смысл иска к компании «Превезон Холдингс», принадлежащей российскому бизнесмену Денису Кацыву и еще к десяти компаниям, часть из которых является «дочками» «Превезона», другие связаны с ним партнерскими отношениями, состоит в том, что Правительство США потребовало от них фактически компенсации тех самых 5,4 миллиардов рублей, украденных в 2007 году абсолютно другими лицами из российского бюджета. При этом, изначально эти деньги поступили в российский бюджет от фонда Hermitage Capital, принадлежащего британскому подданному Уильяму Браудеру.

При этом, в иске отмечено: «Иск не является уголовным обвинением, а требует только конфискации имущества «Превезон». В деле не идет речь о том, что компании «Превезон» или их владельцы сыграли какую-либо роль в предполагаемой налоговой афере в России. В деле также не идет речь о том, что «Превезон» или ее владельцы каким-либо образом участвовали в последующем заключении под стражу и смерти Сергея Магнитского, работавшего на «Hermitage Capital». В иске указаны только несколько переводов компании «Превезон» на общую сумму менее $857 354 – 0,4 процента от $230 миллионов (те самые 5,4 миллиарда рублей) – которые, предположительно, проводились через банки и компании, якобы являющиеся перевалочными пунктами для доходов от налоговой аферы в России».

Тем не менее, прокурор потребовал наложить на ответчиков штраф в размере не менее 230 миллионов долларов, конфисковать заблокированную в Нидерландах сумму в 3 068 946 Евро, которая в иске значится, как задолженность перед «Превезон Холдингс» ее компании-партнера. А в целях исполнения возможного штрафа – арестовать все имущество ответчиков по всему миру.

Версия защиты бизнесмена

Как утверждает адвокат Дениса Кацывая, ее клиент к тем самым переводам, о которых говорит прокурор, отношения не имеет.

- Денис Кацыв купил компанию «Превезон Холдингс» в 2008 году, - рассказывает адвокат. - Это кипрская компания, оффшорная, через нее шли инвестиционные вложения в различные девелоперские проекты в Европе и США. Приобрел ее Кацыв у своих партнеров вместе с 3 миллионами евро в качестве инвестиционных займов, что лежали на счету, которые к тому же швейцарский банк UBS, проверял. После этого он договорился о вложении средств в европейские девелоперские проекты и эти 3 млн евро были направлены на проект в Голландии. У нас есть документы, которые подтверждают, что получены эти деньги были в виде инвестиционных средств от лиц, не имеющих никаких партнерских отношений с Кацывом. А прокурор до сих пор так и не предъявил в суде ни одного документа, подтверждающего транзакции, о которых он заявляет. Эти деньги никогда не пересекали границ США. Прокурор арестовал их в Голландии и фактически он признает, что эти средства находятся в Европе.

Правосудие по Псаки

Утверждения адвоката, что у Кацыва имеется алиби, подтверждаются и частью «фактического обвинения», оглашенного в суде истцами.

«ООО ПРЕВЕЗОН ХОЛДИНГС" является холдинговой компанией, созданной и зарегистрированной в Республике Кипр. Компания была создана 26 сентября 2005 г. и была зарегистрирована в Штате Нью-Йорк как иностранная коммерческая корпорация с 12 ноября 2009 г. ДЕНИС КАЦЫВ являлся единственным акционером "ПРЕВЕЗОН ХОЛДИНГС" (либо от своего собственного имени, либо от своего собственного имени и имени другой компании, единоличным собственником которой он являлся) с 19 июня 2008 г».

А налоговая афера, напомним, имела место в 2007 году.

Но, вот далее «фактическое обвинение» все больше начинает напоминать нечто из разряда ОБС (одна баба сказала): «Насколько это известно, в 2007 году Организация разработала и применила мошенническую схему...25 офицеров провели обыск в московском офисе "Эрмитаж". Офицеры изъяли компьютерный сервер "Эрмитаж", практически все компьютеры и десятки коробок с конфиденциальными финансовыми документами и записями... Организация мошенническим образом перерегистрировала Компании "Эрмитаж" на имена членов Организации, а затем возбудила фиктивные судебные иски против этих компаний... Члены Организации, являющиеся официальными лицами двух российских налоговых органов, с корыстной целью утвердили эти заявления в тот же день, когда они были поданы, или на следующий рабочий день, и двумя днями позже приблизительно 230 миллионов долл. США были распределены между членами Организации, якобы представляющими Компании «Эрмитаж».

В этом официальном документе главы обозначены прямо как в какой-нибудь книге с острым сюжетом - «Мошенническая схема на 230 миллионов долларов США», «Возмездие за расследование мошеннической схемы»... И не удивительно — ведь читают ее присяжным, американским гражданам, которые и должны решить исход этого дела.

В «фактическом обвинении» даже есть сравнение, как по-разному на смерть Магнитского отреагировали в России и в Америке:

«В августе 2011 г. Генеральная прокуратора Российской Федерации возобновила расследование по уголовному делу, возбужденному против Сергея Магницкого, т.е. почти через два года после его смерти. В первом в российской истории посмертном уголовном преследовании Магницкого обвиняли в уклонении от уплаты налогов...11 июля 2013 Магницкий был осужден...

«14 декабря 2012 г. Президент Барак Обама подписал Закон об ответственности за соблюдение верховенства закона имени Сергея Магнитского...».

При этом обвинители и не скрывают, что вся эта информация была получена Правительством США полностью со слов Уильяма Браудера – работодателя Сергея Магнитского.

- В марте этого года мы добились допроса спецагента министерства национальной безопасности США Тодда Хаймана, подпись которого стоит под исковым заявлением Правительства. Он подтвердил, что иск является результатом его, Хаймана, расследования. В ходе 5-ти часового допроса выяснились изумительные подробности того, как происходило это «досудебное расследование». Браудер принес Хайману документы, которые сам же и подготовил, а Хайман сверил соответствие этих документов с той информацией, что размещена в Интернете, причем на сайтах, которые ему указал сам Браудер, - рассказал адвокат.

Ой, как это знакомо, не правда ли? Помните, как недавно официальный представитель Госдепа США Джен Псаки в качестве доказательств присутствия российских военных на Украине приводила сомнительные фотографии из Интернета, «авторитетно» заявив, что «Они были в «Твиттере», они были в открытом доступе».

- Когда у Хаймана спросили, видел ли он альтернативную информацию в Интернете, в том числе, мотивирующую Браудера вводить его в заблуждение, Хайман признал, что если бы он видел эту информацию и приговор в отношении Браудера, то так не доверял бы его показаниям, - рассказывает адвокат.

Забегая вперед, надо сказать, что адвокаты истцов будут настаивать на признании показаний Хаймана преждевременными.

Если Браудер говорит правду, ему нечего прятаться

Впрочем, для судьи Тома Гриса, который председательствует в этом процессе, похоже, право — не пустой звук.

- Это судья, который был назначен еще президентом Никсоном в 1972-м году, и хочется надеяться, что этот арбитр с богатым профессиональным и человеческим опытом, прекрасно понимает, что происходит, – рассказывает о нем адвокат.

Протоколы заседаний, где зафиксированы высказывания судьи по поводу той или иной ситуации, которые есть в распоряжении «МК», говорят, что так оно скорее всего и есть.

Так, защита Дениса Кацыва вызвала Браудера в качестве свидетеля.

- В тех обстоятельствах, что легли в основу иска со слов Браудера, содержится очень много лжи. Для нас очевидно, что он создал легенду для того, чтобы уйти от ответственности за то, что нарушал закон в России. И, как я понимаю, господин Браудер как никто другой осознает, что мы сегодня знаем куда больше, чем он хотел бы о его роли в похищении тех самых 5,4 миллиардов рублей, - поясняет адвокат.

Чтобы Браудер явился в суд, ему необходимо было вручить повестку. Судебный курьер нашел его на пресс-конференции, где, к слову, Браудер в очередной раз поливал грязью Россию. Когда Браудер вышел на улицу, курьер окликнул его, после чего подошел и вручил повестку. Поняв, что произошло, Браудер бросил документ на землю и поспешил укрыться вместе со своим несовершеннолетним сыном в машине. Тогда курьер подошел к машине и демонстративно подсунул документ под дворник. Тронувшись с места, Браудер через несколько метров остановился, а его сын, выйдя из машины, выбросил повестку на улицу. После чего они скрылись.

Из-за этого в суде возник спор. Браудер прислал судье письмо, в котором настаивал, что повестку ему вручили не надлежащим образом. Он утверждает, что принял судебного курьера за человека, который мог угрожать его безопасности, поскольку перед этим, якобы, получил информацию, что российские силовики создали некий фонд, чтобы его, Браудера, изловить и привезти в Россию. При этом, из пояснений самого же Браудера, следует, что с пресс-конференции он вышел без всякой охраны, в сопровождении одного только несовершеннолетнего сына.

Адвокаты Браудера привели и другие доводы, почему его нельзя допрашивать: ему, якобы, поступали смс с угрозами, что дескать от действий владельца «Превезон» – Дениса Кацыва пострадали российские правозащитники, такие же, как и Браудер, и что, в конце концов, Браудера если и нужно допрашивать, то не в США, а в Великобритании, поскольку английское законодательство не предполагает столь широкий спектр вопросов, как американское.

Все это, видимо, выглядело настолько надуманным, что судья Том Грис заявил адвокатам Браудера:

- Это просто обычная разумная подготовка к разбирательству, но это, как мне кажется, не нападение на Вашего клиента. Если Ваш клиент не говорит правду, это проблема Вашего клиента, и он может быть привлечен к ответственности. Если он говорит правду, то и проблемы у него нет.

Резкое изменение курса

И тогда прокурор решил поменять тактику. Он подал ходатайство об изменении иска. Теперь уже в нем не идет речь о штрафе в 230 миллионов долларов и конфискации всех активов ответчиков по всему миру.

- Прокурор решил ограничиться только находящимися в Нью-Йорке активами и теми самыми голландскими 3 млн. евро, в который он каким-то образом, без документов, видит частичные следы похищенных в 2007 году российских средств. Также он высказал мнение, что господин Браудер, возможно, вообще не будет с их стороны свидетелем, поскольку прокурор установил иных лиц, способных что-то рассказать. Складывается впечатление, что прокурор тоже находится под впечатлением от выходок своего основного свидетеля и в этом деле по ходу дела вынужден менять свою тактику, пытаясь хоть как-то поправить свое положение, — рассказывает адвокат.

Председатель национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов считает, что таким образом этот процесс проходит по следующей причине:

- Совершенно очевидно, что господин Кацыв никакого отношения к ситуации с Магнитским не имеет и что это дело носит политический характер. И это однозначно механизм давления на бизнес. Мы как раз сейчас готовим доклад о том, что антикоррупционная тематика зачастую используется для того, чтобы «отжимать» бизнес или влиять на политику. В этом деле Браудер представляет интересы определенной группы лиц, интересы которых он и ранее представлял, иначе откуда у него взялись бы средства на то, чтобы так активно пытаться подчинить своему влиянию наш газово-нефтяной сектор? Возможно, это результат совпадения интересов: лично Браудера для поддержания образа политически преследуемого в России и США – для необходимости легализовать в судебном порядке ту версию, что они, со слов Браудера, прописали в декабре 2012 года в своем Законе Магнитского, показав всему миру, что они не останавливаются на визовых санкциях. И, я думаю, нам придется готовить некий адекватный ответ на тот случай, если решение по делу Кацыва будет принято в пользу США и его захотят интерполировать в другие страны. Результат этого процесса очень актуален и для отдельных наших граждан, скрывающихся от закона или находящихся уже в местах лишения свободы.

Опасения Кабанова по поводу того, что это решение может быть вынесено не в пользу российского бизнесмена, связаны в том числе с тем, что в качестве свидетелей по этому делу в суде изъявили желание выступить двое граждан России, которые долгое время находились в конфликте с Кацывом — Дмитрий Барановский (отбывает наказание в колонии) и Андрей Столбунов (находится в розыске, попросил политического убежища в США).

- По роду своей деятельности мне приходилось участвовать в рассмотрении обращений таких лиц, как Барановский и Столбунов, которых, несмотря на все их нешуточные ресурсы, осудили за ряд преступлений, связанных с вымогательством у Кацыва имущества в обмен на прекращение против него и его близких негативной пиар-кампании. Иными словами речь шла о банальном шантаже, - пояснил Кирилл Кабанов.

По словам председателя НАК, крайне необходимо в свете всего происходящего, довести до конца второе уголовное дело, возбужденное в России против Браудера - о мошенничестве при скупке акций Газпрома в обход запрета, введенного на эти операции для иностранцев. Как считает Кабанов, это дело обязательно должно быть расследовано объективно.

- В случае его политизации, мы не получим конкретного результата. Уже сейчас по «списку Магнитского» российские бизнесмены, которые пытаются защищать свои интересы за пределами страны, не могут этого делать, поскольку к ним применяют визовые санкции.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру