Елена Вартанова: «Наша профессия не безобидная»

Журфак МГУ ввел курс «Безопасность журналиста»

Как подготовить грамотного журналиста из полуграмотного выпускника школы и каковы плюсы и минусы журналистской профессии? Изменилась ли свобода слова в России и чего ей не хватает? Об этом и многом другом в канун своего юбилея рассказала «МК» декан легендарного журфака МГУ им. Ломоносова Елена ВАРТАНОВА.

Журфак МГУ ввел курс «Безопасность журналиста»
Фото предоставлено факультетом журналистики МГУ

— Елена Леонидовна, когда и почему вы решили стать журналистом?

— Как многие девочки, я неплохо писала школьные сочинения. Вот и решила связать свою жизнь со словесным творчеством — выбрала профессию журналиста, считавшуюся у детей поздних советских лет не только романтичной, но и открывавшей путь служения обществу. Конкурс для школьников на факультете журналистики МГУ был огромный — человек двадцать на место. Поэтому, чтобы как следует подготовиться и запастись необходимыми тогда для поступления публикациями, я с 9-го класса начала сотрудничать с районкой Сергиева Посада «Вперед» (тогда Загорска), где мы жили. Родители этого не одобрили: им хотелось, чтобы я стала инженером, как они, да и дикий конкурс, казалось, сулил провал. Но я сказала: «Тогда пойду работать в газету!» И папа, тяжко вздохнув, отправился в многотиражку своего завода договариваться, чтобы меня взяли на работу, когда я провалюсь на журфак. А я не провалилась. Да и портфолио, как теперь говорят, у меня получился солидный: более 20 публикаций.

— Жалели когда-нибудь о своем выборе?

— Ни секунды не жалела, что связала свою жизнь с журфаком! Правда, сразу по окончании я осталась в университете и журналистом практически не работала.

— Работа журналиста не сахар. Можете назвать ее главные плюсы и минусы?

— Минусов с точки зрения обыденного сознания, наверное, больше. Лишь несведущие люди думают, что журналист только тем и занят, что встречается на приемах с сильными мира сего. На самом деле эта работа часто рутинная, не самая престижная и не очень хорошо оплачиваемая. А для человека порядочного вдобавок и связанная с огромными моральными нагрузками и даже с моральным выгоранием — особенно для натур слабых и чувствительных. Журналист ведь рассказывает не только о гламуре — хотя и там очень много того, что выжигает человеческие эмоции, — а показывает и тяжелые стороны жизни. А под прессом скольких сил приходится работать журналисту! Так что профессия эта совсем не безобидная. Впрочем, многие ее минусы могут превратиться и в плюсы. Скажем, если журналист — человек с сильным характером, то в борьбе с социальной несправедливостью он улучшает чью-то жизнь. Журналист встречается с интересными людьми, много путешествует, развивает свой социальный темперамент — короче говоря, живет очень интересной жизнью. Так что, наверное, плюсов все же больше, чем минусов. Надо лишь помнить: не все профессии легко монетизируются. И в журналистику стоит идти тем, кто, выбирая между высокой зарплатой и высоким накалом политических страстей и социальных эмоций, предпочитает последнее. А если важнее зарплата, то наше образование ценится достаточно высоко, чтобы неплохо зарабатывать в других сферах деятельности.

— Например в каких?

— Знаете, хороший пиарщик не сможет работать хорошим журналистом. А вот хороший журналист может работать и хорошим пиарщиком, и автором рекламных текстов и пресс-релизов, и пресс-секретарем, и преподавателем — практически на любой должности в публичной сфере. И работодатели любят и охотно берут наших выпускников, ценя их общую гуманитарную подготовку, коммуникабельность, умение общаться, правильно ставить вопросы. Бывают, конечно, и у журналистов глупые вопросы. Но думаю, что чаще за ними кроется журналистская ловушка: стремление разговорить и расслабить собеседника, а потом выпытать что-то важное.

— Идеология и свобода слова в России. Не добавилось ли сегодня к прежнему идеологическому давлению еще и экономическое?

— Есть и то и другое. А вот корпоративные журналистские стандарты в нашем обществе на журналиста, к сожалению, почти не влияют. Он не думает о корпоративной ответственности, между тем как свобода слова в западном понимании — это не только свобода от внешних давлений, но и ответственность перед аудиторией и своей корпорацией за выполнение стандартов и норм, которые и есть продукт этой договоренности журналистов, общества, элит. Именно универсальные законы профессии, разделяемые всеми журналистами, и делают эту профессию «четвертой властью». Любое государство пытается сузить рамки дозволенного. А журналисты через свою профессиональную работу доказывают, что границы должны быть шире, и добиваются их корректировки. Понятно, что одна газета этого сделать не может — это по силам лишь журналистской корпорации. Поэтому надо стремиться к коллективным договоренностям внутри журналистского сообщества об основных, базовых ценностях.Кстати, не стоит считать журналистикой все, что сегодня есть в средствах массовой информации и из-за чего журналистов, ссылаясь на ток-шоу про свах или паранормальные явления, часто упрекают в вульгарности, снижении морально-нравственных норм, насаждении низкого уровня культуры и т.д. Далеко не все, кто действует в СМИ, являются журналистами! Да, телевидение сегодня — часть медиаландшафта. Но это лишь частично журналистика! Это другое СМИ, с другими целями и задачами, и оно не может быть полной заменой газете. Потеря традиции чтения газет опасна для общества. Причем интернет-газеты не имеют общего социального пространства: слишком уж фрагментирован Интернет. Это серьезный минус: общество сохраняется, лишь когда граждане общаются хоть в каком-то пространстве. И старая бумажная массовая газета в этом смысле была инструментом, который сплачивал общество...

— Вы говорите о бумажной газете в прошедшем времени! Она что, уходит?

— Старая модель газеты, которая опиралась на рекламу, умрет — тут прогнозы очень плохие. Чтение газет молодыми людьми сокращается, а с сокращением одной аудитории рекламодатель уходит в другую, большую. Например, на нишевые телеканалы, специализированные сайты по интересам, сайты развлекательных программ, разные платформы, на которых хранятся сериалы и кино. Самыми популярными становятся короткие видео в YouTube, вроде сюжета про кота, который посмотрели 5 млн человек. Эти миллионы просмотров и нужны рекламодателю, а не газета. Так что через какое-то время чтение бумажных полос станет ностальгическим занятием эстетов-интеллектуалов. В этой связи очень важно, чтобы новые медиа и онлайн-газеты подхватили эту эстафету объединяющего СМИ, а общество вместо опиравшегося на рекламу коммерческого предприятия-газеты выработало современную экономическую модель важнейшего инструмента социальной коммуникации внутри общества. Для решения этой задачи нужно объединять усилия государства, бизнеса, различных политических сил, движений, партий, гражданского общества. Изучением этой проблемы занимается и журфак.

— Каково это сегодня быть деканом факультета журналистики МГУ?

— Это, конечно, хлопотная работа. Но и большой драйв — прошу прощения за англицизм. Мы ведь работаем с людьми, которые завтра будут определять коммуникационные практики российского общества, говорить от лица России. А это очень интересно! На факультете прекрасный коллектив, блестящие традиции, с нами наши учителя, которые так много сделали, и отличные студенты — талантливые, креативные, мотивированные, социально неравнодушные. И очень большие патриоты своей Родины, Московского университета и своего факультета.

— Вот только, судя по тому, что Минобрнауки в этом году разрешило сделать в выпускном сочинении до пяти ошибок, с грамотностью, похоже, у них беда: в наше время за пять ошибок ставили «двойку». Чем объяснить эту катастрофу?

— Тем, что мало пишут, мало читают. Да и современные технологии убивают традиционные способы повышения грамотности. Раньше мы записывали лекции, практиковали руку: у меня до сих пор живы лекции, записанные за нашими великими профессорами! А они пишут на диктофон, фотографируют слайды, и непонятно, куда все это потом девают. Уверена: при всей важности новых технологий в преподавании нужны и какие-то старые. Мы, например, после печально известного диктанта ввели дополнительные факультативные занятия на 1-м курсе. На них ходят практически все — слишком уж неприятным открытием для ребят стали результаты того диктанта. Другой путь повышения профессиональной грамотности будущих журналистов подсказал учебный план, в рамках которого студенты должны выпустить газету, журнал, интернет-сайт, теле- и радиопрограмму. Для создания этого продукта они формируют редакцию, а мы командируем в нее преподавателя русского языка, который становится там и корректором, и редактором. Вместе со студентами он проверяет ошибки, показывает их автору, ведет разбор. Считаем, что такая работа очень эффективна, а дополнительные надежды на повышение общего уровня грамотности возлагаем на курс отечественной и зарубежной литературы, являющийся важнейшим блоком нашей образовательной программы. Студенты изучают литературу на протяжении всех четырех лет бакалавриата, причем благодаря собственным образовательным стандартам МГУ ее объем в 2,5 раза больше, чем на других факультетах журналистики страны. Литература и журналистика в России всегда шли рука об руку, и социально значимые идеи, выдвигаемые литературой XIX и XX веков, всегда волновали журналистов. Это прекрасная традиция.

— Какие вызовы стоят сегодня перед нашей журналистикой?

— Первый — образование. Но тут не могу не похвастаться: МГУ только что занял 1-е место в созданном по заказу Минсвязи и массовых коммуникаций рейтинге вузов, готовящих специалистов в области медиа. Что особенно приятно, мы сильно опережаем даже ближайших конкурентов: Санкт-Петербургский госуниверситет, МГИМО, Санкт-Петербургский университет кино и телевидения и Высшую школу экономики: наш показатель в рейтинге — 90,7 пункта, а у занявшего 2-е место журфака Санкт-Петербургского госуниверситета — на 20 пунктов ниже. Меня как-то спросили, почему у наших выпускников такая высокая репутация среди работодателей. Думаю, это следствие нашей гибкости: мы одними из первых в стране открыли кафедру рекламы и связей с общественностью; первыми - кафедры теории и экономики СМИ; кафедру новых медиа, которая готовит журналистов для Интернета; учебный мультимедийный центр, основанный на принципе конвергентной редакции, где можно создать любой журналистский текст от обычного газетного до визуального или аудиотекста.

Другой вызов связан с технологиями. Журналист утратил положение монополиста-новостника: любую важную новость сейчас могут передать любители. Между тем значение журналиста возрастает: новостей и их источников масса, но только профессионал может дать достоверную и нужную обществу информацию. Проблема информационного шума — одна из главных в информационном обществе, и сохранение роли социального модератора — важнейшая задача журналиста. Третий вызов, с которым журналисту приходится бороться по окончании вуза, — искушение пиаром и тем, что западные исследователи называют «брендированным контентом» — созданием материалов, проплаченных пиарщиками. Устоять перед этим искушением нелегко: бренды не жалеют средств на создание альтернативы никому не нужным классическим рекламным сообщениям.

К сожалению, журналистика стала смертельно опасной профессией: за последние несколько лет, прямо на наших глазах, это стало новым вызовом. Мы, например, с этого года ввели общий курс «Безопасность журналиста». Разрабатывать его помогал военный корреспондент ВГТРК Александр Сладков. Он же вместе с другими военными корреспондентами приходит на лекции, рассказывает, как правильно себя вести журналисту в «горячих точках», как одеваться, как себя защищать. К сожалению, 2014 год показал, что такие знания необходимы...

— Сколько выпускников журфака МГУ работают по специальности?

— Много: 80% от нашего ежегодного выпуска в 450 человек. Правда, в последнее время места работы слегка изменились: раньше в основном шли в газеты и журналы, а сегодня доминируют телевизионные, продакшн- и кабельные телекомпании. Появилась и новая специальность: продюсер новости — человек, который выхватывает в потоке новостей нужную его редакции и делает из нее журналистскую историю. Многие наши ребята стали такими продюсерами новостей.

— Как вы все успеваете: вести учебную, научную, административную работу и при этом оставаться такой молодой и красивой?

— Преподавайте студентам с 1-го курса! Если работаешь с 18-летними, то и чувствуешь себя на этот возраст. То же и с возможностью все успеть: когда я ухожу с факультета, кажется, что ни на что не хватает времени. А здесь, в этой атмосфере вечной молодости, я успеваю все больше.

— Пусть так будет всегда! С днем рождения!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру