Суд над Джохаром Царнаевым: смертная казнь или пожизненное заключение?

Процесс продлится несколько месяцев

Читатель, ты еще не забыл о братьях Царнаевых — Тамерлане и Джохаре, иммигрантах из Чечни, которые в апреле 2013 года устроили теракт на финише Бостонского марафона? Тогда медиа писали о нем ежедневно. И вот с тех пор прошли почти два года. Старший брат — Тамерлан был убит в апреле того же 2013-го в перестрелке с агентами ФБР. Младший — Джохар был ранен ими и взят в плен. С тех пор он кочует по тюремным госпиталям и госпитальным тюрьмам.

Процесс продлится несколько месяцев

Но вот 5 января Джохар, которому исполнился 21 год, худой и бледный, предстал перед судом в Бостоне. В темном свитере и светлых брюках с огромной копной черных волос на голове и небольшой бородкой, которую он отпустил, за время пребывания в тюрьме, Джохар напоминал студента колледжа. Впрочем, он и был им до теракта.

Напротив Джохара расположились сотни бостонцев — пул, из которого должны быть избраны 12 присяжных и их 6 заместителей, то есть те, кто будет решать — умереть Джохару или прожить всю остальную жизнь за решеткой. Иного выбора у него нет. И у присяжных тоже.

До этого Джохар два раза появлялся в зале суда, но 5 января формально начался его процесс в присутствии публики.

— Господин Царнаев обвиняется в преступлениях, которые потенциально наказуемы смертной казнью, — торжественно-замогильным голосом провозгласил федеральный судья Джордж О’Тул — младший, представляя обвиняемого собравшимся в зале.

Эксперты предсказывают, что суд по теракту, в результате которого трое были убиты и сотни ранены, продлится несколько месяцев. Набежавшие воспоминания вновь потрясли Бостон. Поэтому и зал суда был как бы придавлен трагедией прошлого и ответственностью будущего.

Для непосвященных начало суда над Джохаром слишком затянулось. Со дня его ареста прошел 21 месяц. Но, когда дело пахнет смертной казнью, досудебная процедура затягивается куда дольше. Согласно статистике, суд над Джохаром начался быстрее, чем 99 процессов из 119. И это лишь за последнее десятилетие. Но досудебная спешка на сам суд не распространится. По расчетам судьи, только подбор жюри присяжных займет три недели. Возможно первые заявления сторон состоятся в конце января, а сам процесс продлится три-четыре месяца.

Джохару Царнаеву предъявлены 30 обвинений, из которых 17 караются смертью в случае установления вины подсудимого. Если присяжные сочтут Джохара виновником хотя бы по одному из этих 17 пунктов, то им придется проголосовать еще раз уже о мере наказания — смерти или пожизненном заключении без амнистии.

Здание Федерального суда в Бостоне находится вблизи морской набережной. В день открытия суда зал заседаний и набережную заполнили, представители СМИ и жители города. Здание суда было окольцовано полицией. Были задействованы снайперы на крышах соседних домов и катера береговой охраны.

Адвокаты, защищающие Царнаева, заявили, что поскольку практически все население Бостона считает его виновным, было бы справедливо перенести суд в другой город и даже другой штат. Но судья О’Тул отверг прошение адвокатов, и федеральный Апелляционный суд подтвердил его решение.

Суд проходит меньше чем в двух милях от того места, где на финише Бостонского марафона произошел теракт. Отец братьев Царнаевых Анзор, проживающий в Дагестане, заявил телеканалу АВС-News, что Джохара, как и Тамерлана, ждет смерть.

Отлично сознающий трудности сформирования жюри присяжных в деле, где пахнет смертной казнью, судья О’Тул заявил, что если подбор присяжных зайдет в тупик, то он будет вынужден вновь рассмотреть вопрос о переносе суда в другое место. В данный момент пул возможных присяжных составляет 1200 человек. Это рекорд для Бостона. В первый день суда О’Тул беседовал с первыми 200 кандидатами. Они сидели в Холле сборов присяжных со стеклянной стеной, через которую мы, журналисты, следили за ходом действия. Джохар сидел между двумя своими адвокатами — Джуди Кларк и Мириам Конрад. Потенциальные присяжные пристально глядели на него, не отводя глаз. Кто хмуро, кто с состраданием. Джохар иногда поднимал глаза на судью, но в основном разыгрывал безразличие.

Судья О’Тул вдалбливал в головы своих слушателей, что в случае их отбора они будут решать не только вопрос о виновности Джохара, но и то, жить ему или умереть.

— Вы будете должны вынести ваш вердикт справедливо и беспристрастно, согласуясь только с доказательствами и уликами, представленными в суде и ни с чем больше…

Сейчас подбор жюри продолжается. На него наслоился еще один теракт, совершенный на днях в Париже против сатирического журнала «Charlie Hebdo». Скоро беспристрастных присяжных-христиан не останется нигде на нашей планете. Это также ужасно, как преступления, совершаемые теми, кто считает себя сынами пророка Магомета.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру