Врачей, способных диагностировать головокружение, в России единицы

Кружите меня, кружите!

Каждый из нас может описать, что такое головокружение, но большинство будут неправы. Например, многие принимают за него боязнь высоты. А вот симптомы настоящего головокружения (или вертиго) способен точно диагностировать даже далеко не каждый врач. В итоге, по экспертным оценкам, до 75% случаев этой болезни остаются нераспознанными и нелечеными.

Кружите меня, кружите!

Часто за головокружение принимают неустойчивость (при этом если человек садится, то уже ничего не кружится), зрительные и тревожные расстройства, депрессии. «В русском языке слово «головокружение» — очень многозначный термин, и им люди называют самые разные симптомы. Поэтому диагностировать настоящее головокружение очень непросто», — отмечает ведущий научный сотрудник Клиники нервных болезней Первого МГМУ им. Сеченова Максим Замерград.

При этом головокружение вовсе не так безобидно, как кажется. Нередко у таких пациентов случаются приступы с потерей равновесия, тошнотой, рвотой, состоянием тревоги, учащенным сердцебиением. Иногда симптомы настолько мучительны, что людям приходится лежать в темноте до тех пор, пока приступ не пройдет.

...Головокружениями страдает около 5% населения земного шара, причем с возрастом вероятность его появления резко возрастает (так, им страдает каждый второй человек старше 85 лет). Зато жалуются на головокружения около 20% пациентов неврологов. С людьми, страдающими вертиго (от греческого vertere — вращаться), приходится сталкиваться большому количеству врачей: неврологам, терапевтам, психиатрам и даже лорам. «Но чаще всего таким пациентам, к сожалению, говорят: у нас что-то с сосудами. Это большое заблуждение. Сосудистые головокружения встречаются крайне редко, — рассказывает доктор Замерград. — Если же пациент помоложе, врачи говорят: что-то не так с шеей. Но шейного головокружения не существует вовсе!»

Максим Замерград с сожалением отмечает, что большинству таких пациентов сегодня ставят неверные диагнозы: остеохондроз, вегетососудистая дистония, даже инсульт... Так, каждый пятый пациент с жалобами на головокружение госпитализируется с подозрением на инсульт. Однако на самом деле головокружения являются причиной лишь... 0,8% инсультов.

Всего же у вертиго можно выделить больше 20 различных причин. Это и мигрень, и психогенные факторы, и болезнь Меньера, и проблемы со зрением, и тревожность, и некоторые лекарства (антибиотики, антидепрессанты, мочегонные, гипотензивные, противовоспалительные и пр.)... Но чаще всего в вертиго повинны доброкачественные заболевания периферической вестибулярной системы. И такие больные, по идее, должны наблюдаться у лоров, а они лечатся у неврологов. «Связь между внутренним ухом и головокружениями была установлена лишь в конце XIX века. До этого считалось, что все дело в повреждениях головного мозга», — рассказывает наш эксперт. Кстати, эксперт предполагает, что Ван Гог мог отрезать себе ухо как раз из-за того, что страдал болезнью Меньера (ее основные симптомы — головокружение и шум в ушах). «Но так головокружение, конечно, не лечится», — улыбается доктор Замерград.

Между тем вылечить такой, самый распространенный тип головокружения очень просто. «Это состояние часто не диагностируют, но лечить его очень легко. При пароксизмальном позиционном головокружении в среднем ухе образуются кристаллики — и каждое движение головы приводит к вертиго. Но если больного поворачивать в определенной последовательности, кристаллики меняют положение — и все проходит. При этом в большинстве случаев людям с жалобами на головокружения врачи выписывают какие-то лекарства, тогда как на самом деле им нужна грамотная реабилитация. Кроме того, до 75% случаев головокружения неправильно диагностируются, а пациенты не получают адекватного лечения», — говорит Максим Замерград.

При этом доктор отмечает, что практически все типы головокружения (кроме болезни Меньера и мигрени) легко поддаются лечению. В остром периоде прописывают препараты из группы вестибулярных супрессантов, а в восстановительном — специальную вестибулярную гимнастику. Кроме того, используется метод биологической обратной связи: специальная игровая приставка определяет центр тяжести пациента и проецирует его на экран, а человек должен управлять своим аватаром, например, уклоняясь от летящих мячиков. Кроме того, есть похожие игровые методики, которые повышают заинтересованность больного в лечении. «Многим пациентам лень делать гимнастику, а врачам — лень ее назначать», — сетует Максим Валерьевич. В случае же с болезнью Меньера не обойтись без специальных препаратов, в основе которых дигидрохлорид бетагистина.

Между тем с этого года в нашей стране начали открываться специальные школы для пациентов, страдающих головокружениями (они есть уже в 20 городах страны на базе специализированных центров по диагностике и лечению головокружения). Так что есть надежда, что ситуация с диагностикой и лечением вертиго со временем наладится.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ. Головокружениями страдали Ван Гог (возможно, оно и стало причиной его трагедии с ухом, шум в котором изводил его), Юлий Цезарь, Чарльз Дарвин, Мартин Лютер Кинг.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26718 от 17 января 2015

Заголовок в газете: Кружите меня, кружите!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру