Cтудентов подвергли независимой оценке

Вузовской коррупции приходит конец?

В зимнюю сессию 2014/15 учебного года 372 студента шести российских вузов стали участниками добровольного эксперимента по независимой оценке знаний. За тем, как он проходил, в Ситуационно-информационном центре (СИЦ) Рособрнадзора с интересом следили журналисты.
 

Вузовской коррупции приходит конец?

Судя по картинкам с видеостены в СИЦ, поначалу «независимый» экзамен ничем не отличался от традиционного, «зависимого»: те же экзаменационные аудитории, студенты, билеты с вопросами, время подготовки. Разница лишь в том, что держать ответ за полученные в вузе знания участникам эксперимента пришлось не перед тем преподом, что вел у них занятия, а перед экзаменационной комиссией с участием профессоров смежных кафедр и даже других вузов и, что уж совсем непривычно, — на глазах представителей студенчества и наблюдателей Рособрнадзора.

Впрочем, включение в состав комиссии студентов-старшекурсников удивило не столько участников экзаменов, сколько журналистов. Студенты же, как явствовало из картинок на видеостене, спокойно готовились по билетам, а потом, сев отвечать, шустро делились с комиссией знаниями. При этом справедливости ради надо признать: экзаменов у себе подобных студенты в рамках эксперимента не принимали. Их миссия, разъяснил «МК» замглавы ведомства Александр Бисеров, лишь «максимально исключить предвзятость преподавателя. А в будущем от привлечения студентов могут и вовсе отказаться: это пока только эксперимент».

В общей сложности на первый раз в экспериментальном виде сдавались экзамены по 10 предметам: история, математика, теория государства и права, социология, профессиональная этика юриста, история России, экономическая теория, физика, римское право, конституционное право. Таким образом, эксперимент охватил как естественно-научную, так и гуманитарную отрасли знаний. Причем особый упор, как легко заметить, был сделан на независимую оценку того, что вынесли из вузовских курсов будущие юристы с экономистами, чаще других упрекаемые в неразборчивости средств, используемых при проникновении в вузы.

Разносторонней оказалась и подборка из шести вузов-участников: четыре государственных (Московский государственный юридический университет им Кутафина; Чеченский госуниверситет; Физтех; Казанский национальный исследовательский технический университет им. Туполева), один региональный (Московский городской педуниверситет) и даже один негосударственный вуз (Российский новый университет). В участие в независимой оценке знаний студентов представителя частного сектора, казалось бы, трудно поверить. Но, как разъяснил «МК» ректор РосНОУ Владимир Зернов, он сам «в бытность студентом Физтеха по существующим там правилам сдавал экзамены не своему, а «чужим» преподавателям» и с тех пор считает «этот способ проверки знаний наилучшим. Надо признать, не все в нашем вузе поддержали участие в эксперименте, но в конце концов мы решили, что надо знать, каково реальное качество нашей подготовки, и решились».

В общей сложности участие в независимых экзаменах приняли 372 студента, и как для ребят, так и для их вузов оно было сугубо добровольным, заверили в Рособрнадзоре. Правда, отказ студента от такого добровольного шага «был бы воспринят как неблагоприятный сигнал и вузом, и Рособнадзором», — отметил Бисеров. А потому, возможно, и участие студентов выделенных для эксперимента групп оказалось практически стопроцентным. Во всяком случае, как уточнили «МК» в Российском новом университете, Юракадемии, Мосгорпеде и Казанском техническом — не пришли на экспериментальный экзамен разве что заболевшие.

Результаты эксперимента после проверки в Рособрнадзоре будут обнародованы на заседании коллегии 12 февраля. Но студенты могут не дергаться: даже если проверяющие не согласятся с выставленной оценкой, аннулировать ее не будут. Если первый опыт внешних экзаменов будет признан положительным, его распространят на другие вузы, и, возможно, не только на текущие сессии, но и на итоговые вузовские испытания. Желающие уже есть: в Рособрнадзор поступило несколько заявок на участие в эксперименте в летнюю сессию. Однако окончательных сроков перехода всей системы высшего образования на внешнюю оценку знаний студентов не существует, подчеркивают в ведомстве.

Несмотря на внешние отличия, независимая оценка знаний студентов имеет много общего с ЕГЭ — только без фанатизма и особых строгостей вроде тотального видео, звенящих рамок, изъятия мобил и т.д.: «Я не стал бы сравнивать ситуацию с ЕГЭ, — заявил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. — Таких мер безопасности для вузов не будет. Это, скорее, внутренняя работа вузов».

Новшество имеет шанс прижиться.

— Я сначала немного волновалась, отвечая не своему «семинаристу», а незнакомой комиссии, — рассказала нам участница эксперимента, студентка МГПУ Ксения. — Но быстро успокоилась, а сейчас даже рада, что приняла участие в эксперименте — теперь никто не сможет подумать, что свою пятерку я получила незаслуженно.

Как заявил «МК» уполномоченный по правам студентов в России Артем Хромов, он «поддерживает идею независимой оценки качества образования. Такая процедура позволит повысить качество образования и не даст возможность вымогать деньги за сдачу зачетов и экзаменов». В то же время правозащитник уверен, что «система независимых экзаменов будет нуждаться в серьезном совершенствовании. Необходимо продумать, как совместить ее с существующей во многих образовательных организациях практикой проставления итоговой оценки «автоматом». Кроме того, необходимо позволить преподавателю, который учил студентов, присутствовать на экзамене для моральной поддержки и контроля за процедурой сдачи экзаменов».