В Москве заработала «горячая линия» по поддержке онкобольных

Только ты не дай ему уйти

С начала февраля, если верить сообщениями СМИ, уже 11 онкобольных в Москве свели счеты с жизнью. Столичные власти пообещали провести расследование по каждому случаю, а в Департаменте здравоохранения города заработала «горячая линия» для приема обращений от пациентов с онкологическими диагнозами. Угаснет ли эта война самоубийств, или возможно ее повторение? Ответ на этот вопрос «МК» искал с помощью экспертов.

Только ты не дай ему уйти
Смерть контр-адмирала Вячеслава Апанасенко открыла череду самоубийств среди онкобольных еще в прошлом году.

Первая волна суицидов среди онкобольных прокатилась по столице в начале прошлого года. Но, как показала тогда проверка, большинство покончивших с собой не имели онкодиагнозов. Сейчас власти вновь ведут проверки, и, как уже заявил заместитель мэра по социальным вопросам Леонид Печатников, «подавляющее большинство» суицидов «не имеют никакого отношения к онкологическим больным».

Тем временем информагентства сообщают со ссылкой на правоохранительные органы, что только в феврале в столице случилось 11 самоубийств среди людей с диагнозом «рак».

Пресс-служба Департамента здравоохранения столицы сообщила, что по этим случаям начаты служебные проверки.

— В каждой ситуации, безусловно, нужно тщательно разбираться — что это были за люди, действительно ли у них стоял онкологический диагноз, были ли у них боли, имелись ли психические нарушения... Пока же это лишь слухи, которые сложно комментировать, — заявил «МК» экс-главный онколог столицы, главный врач городской онкологической больницы №62 Анатолий Махсон. — Если судить по моей практике, то случаи самоубийств среди онкопациентов бывают крайне редко. За 42 года работы в нашей больнице был лишь один суицид, а через нее прошло 200 тысяч пациентов. Но это не значит, что этой проблемы нет. Ежегодно в Москве диагноз «рак» ставят более чем 40 тысячам человек, в активном лечении находятся более 50 тысяч. Какой процент из них сводит счеты с жизнью? Выше ли он, чем в среднем в популяции? Это нужно выяснять.

— Тяжелые онкологические заболевания влияют на психику человека разрушающе, — говорит известный психиатр, руководитель отдела Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского Борис Положий. — У многих развивается депрессия, которая может привести к самоубийству. Но, с другой стороны, многие люди борются до последнего. И для них главным фактором, который может подтолкнуть их к суициду, становится боль, которая резко усиливает депрессию. Поэтому государство должно обеспечить таких людей качественными современными обезболивающими препаратами.

Увы, с этим у нас пока плохо. По экспертным оценкам, сегодня более 200 тыс. человек в стране испытывают трудности в получении лекарственных препаратов, снижающих боль. По данным Международного комитета по контролю за наркотиками, сегодня Россия занимает 38-е место из 42 в Европе и 82-е место в мире по доступности наркотического обезболивания.

О необходимости психологической поддержки онкобольных у нас тоже говорят давно. За рубежом сопровождение психолога сегодня является обязательной составляющей лечения онкобольного — ведь стресс, в котором находятся такие пациенты, серьезно влияет на прогноз лечения. По той же причине у раковых больных серьезно возрастают суицидальные наклонности. Шведские ученые выяснили, что диагноз «рак» у молодых людей увеличивает риск суицида на 60%.

Как говорит психотерапевт Наталья Ривкина, у 50% онкобольных развиваются депрессии, у 40–50% — неврозы, у 60% — постстрессовые реакции на диагноз: «У онкопациентов суицидальный риск серьезно повышается, и связано это не с недоступностью медицинской помощи, а с нераспознанными и нелечеными депрессиями. Поэтому таким пациентам очень важно оказывать психиатрическую помощь и психологическую поддержку — тогда многие проблемы будут решены. По данным западных исследований, у 44% раковых больных, которые просят об эвтаназии, выявляют реактивную депрессию».

Кроме того, как отмечает Борис Положий, неумело поданная информация о свершившихся самоубийствах также нередко вызывает веерную реакцию: «СМИ должны сообщать о таких случаях предельно аккуратно, ориентировать людей на спасение жизней, а не смаковать подробности».

Тем временем Департамент здравоохранения и общественные фонды призвали онкопациентов и их родных обращаться на «горячие линии»: 8-800-100-01-91, а также 8-495-6329671 и 8-495-6329673. Сюда можно сообщать обо всех сложных случаях, конфликтных ситуациях (например, из-за сложностей с лекарствами) и суицидальных мыслях.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26749 от 25 февраля 2015

Заголовок в газете: Только ты не дай ему уйти

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру