Новые тарифы на ОСАГО остались без вопросов

Автомобилисты платят за новое качество обслуживания и ускоренную систему выплат

24 марта в международном информационном агентстве «Россия сегодня» прошел экспертный «круглый стол», посвященный повышению стоимости на «автогражданку». Уже с середины апреля за полис обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) владельцам транспортных средств придется выложить на несколько тысяч рублей больше, чем раньше, — повышение прогнозируют на уровне 40%. Как ни странно, очередная коррекция в области страхового ценообразования не вызывает у авто-владельцев громких претензий, более того — находит понимание. Исследование социологического центра «Ромир» с достоверностью выявило: граждане полагаются на ОСАГО и готовы платить за полис с поправкой на кризис.

Автомобилисты платят за новое качество обслуживания и ускоренную систему выплат
Фото:Геннадий Черкасов

Как сообщила генеральный директор исследовательского холдинга «Ромир» Ольга Горелова, 65% участников опроса по ОСАГО (а в нем приняло участие 1500 жителей крупных городов России) подтвердили, что относятся к повышению стоимости полиса положительно: «В кризис растут все цены, рост цен на «автогражданку» также неизбежен, — отмечают респонденты, — тем более что повышение анонсировалось, сюрприза нет». Автолюбители, правда, выражают надежду, что повышение тарифов сделает рынок автострахования более стабильным. Кроме того, они полагают, что рост цен позволит повысить лимит по выплатам.

Чего же больше всего ждут автовладельцы? В первую очередь, совершенствование процедуры выплат — она должна стать простой, прозрачной и быстрой — так считают 95% опрошенных. Кроме этого, респонденты хотели бы повысить качество обслуживания клиентов (90%), ввести дополнительные методы стимулирования за безаварийную езду (89%), отменить учет амортизации при расчете выплат (69%), оформлять полисы автострахования через Интернет (75%), а также внедрить электронные полисы ОСАГО (73%) и другое. По данным «Ромир», негативно на изменение стоимости ОСАГО отреагировали только 28% участников опроса, они заявили, что считают «автогражданку» бесполезным страховым продуктом. Мотивировали они это тем, что в случае ДТП пострадавшая сторона получает незначительные страховые выплаты. Тем не менее социологи отмечают, что подавляющее большинство автомобилистов не мыслят себя без страховой поддержки и понимают порядок нового ценообразования. «Должна в полную силу заработать Единая методика, Европротокол, должен быть введен институт страхового комиссара, — прокомментировал результаты опроса вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. — Повышение тарифов можно только приветствовать, но если улучшения не будет, конструктивный диалог между автомобилистами и страховщиками может быть прекращен».

Предыдущее октябрьское повышение цен на ОСАГО составило 23—30%. Как отмечали автовладельцы, оно «было не очень приятным, но вполне понятным и объяснимым». Ранее представители страховых компаний неоднократно заявляли о том, что рынок ОСАГО убыточен, особенно это касалось отдельных российских регионов. 37 субъектов РФ, по данным прошлого года, входили в группу высокого риска. Связано это с тем, что с момента введения ОСАГО в 2003 году вплоть до октября 2014 года страховые тарифы ни разу не пересматривались. В то же время инфляция за этот период составила около 120%. В результате страховщики оказались не в силах нести страховое бремя — они в массовом порядке начали отзывать лицензии на продажу полисов ОСАГО и сворачивать свою деятельность в убыточных регионах. Октябрьское изменение тарифов дало временную передышку, но практически сразу же было обесценено девальвацией рубля и новой волной инфляции. А вступающие с апреля новые лимиты на выплаты по жизни и здоровью (по закону они увеличиваются со 160 тысяч рублей до 500 тысяч), Единая методика оценки ущерба и новая система расчета возмещения пострадавшим в ДТП — все эти прогрессивные меры поддержки автомобилистов опять поставили страховщиков перед выбором: работать себе в убыток или сворачивать деятельность. «Давление инфляции из-за валютных курсов уже в I квартале 2015 года уводит уровень убыточности в зону 100—110%», — отмечает эксперт рейтингового агентства Павел Самиев. Нынешняя коррекция тарифов ОСАГО должна обеспечить нормальное функционирование «автогражданки» на более-менее продолжительный период. «Повышение тарифа и тарифный коридор на некоторое время снимут вопрос ухода страховых компаний с рынка , — считает Самиев. — Полагаю, средняя выплата по ОСАГО вырастет за год на 30%, а величина выплат (в абсолютном выражении) — примерно на 25—30%».

В долгосрочной перспективе, с учетом стабилизации курса рубля, ожидается, что рентабельность рынка ОСАГО в регионах может увеличиться до 15—20%, а в целом по России на 5—10%. «Сверхприбылей в этом бизнесе не будет, и это отразится на доступности услуги в регионах, — считает эксперт рейтингового агентства Akteon Asset Management Андрей Кинякин. — В течение ближайших месяцев в наиболее проблемных регионах (Камчатский край, Адыгея, Мордовия, Амурская, Мурманская, Воронежская, Ульяновская, Курганская, Челябинская области, Чувашия, Республика Марий Эл) возможны спорадические проблемы с приобретением полисов. Именно поэтому здесь максимально — до 25% — увеличены региональные коэффициенты». К слову, участники опроса, проведенного компанией «Ромир», также согласились с тем, что региональные коэффициенты могут разниться в зависимости от состояния автопарка, аварийности, состояния дорог и индексироваться в зависимости от экономической ситуации.

Апрельское повышение цен на ОСАГО, по-видимому, не будет последним. По мнению представителя Российского союза автостраховщиков Михаила Порватова, «рост запчастей, инфляция, макроэкономические факторы нельзя остановить, единожды подняв тарифы. Если тарифы снова заморозить, уже через год в регионах невозможно будет купить полисы. Тариф надо пересматривать регулярно». Тем не менее, соглашаясь с новыми тарифами на ОСАГО, автовладельцы прежде всего голосуют за новые лимиты по выплатам.

— Нужно понимать, что автовладельцы «проголосовали» вовсе не за повышение тарифа, а за повышение выплат, — отмечает эксперт РА Akteon Asset Management Андрей Кинякин. — Сегодня средняя выплата базируется в районе 30 тыс. руб. Однако в дальнейшем страховые лимиты (прежде всего по «железу») будут повышены на 50%.

Среди актуальных тем участники «круглого стола» обсуждали и введение так называемого свободного тарифа. Почвой для дискуссии стало голосование, проведенное на портале «За рулем», где больше половины участников отметили, что подобная практика в странах Европы обеспечивает большие лимиты выплат и рыночную конкуренцию среди страховщиков: в погоне за клиентами они предлагают наиболее выгодные условия. Лишь небольшая часть респондентов заявила о том, что «тариф должен диктоваться только сверху». Аналогичное решение получила в ходе исследования и компания «Ромир»: 42% участников опроса видят причину стагнации рынка ОСАГО именно в отсутствии свободного тарифа. Однако эксперты сошлись во мнении, что российский рынок к свободному тарифу пока еще не готов — «это дело ближайших 3—5 лет».

Эксперты пришли к выводу, что даже существенное повышение стоимости полисов ОСАГО не заставит автолюбителей покупать поддельные полисы или вовсе садиться за руль, не оформив «автогражданку». Предполагается, что стоимость полиса останется доступной для среднего покупателя и не превысит 10 тысяч рублей. Гарантия высоких выплат, а также введение летом 2015 года электронных полисов позволит сохраниться рынку ОСАГО в правовом поле.

Полина Кудасова

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру