Российский миллиардер Рыболовлев в мутных водах западных дилеров

Коллекционер поймал своего арт-дилера на обмане

Как-то под Новый год российский миллиардер и коллекционер Дмитрий Рыболовлев обедал на курорте Иден Рокс на Сен-Бартелеми. Среди других богатых гостей он обнаружил Сэнди Хеллера, нью-йоркского артдиллера и советника многих владельцев и менеджеров хедж-фондов. Как рассказывает the New York Times, господин Рыболовлев, который сейчас живет в Монако, затеял с Хеллером разговор о том, что цены на произведения больших мастеров непомерно растут.

Коллекционер поймал своего арт-дилера на обмане

Хеллер как бы между прочим упомянул картину Модильяни, проданную одному из его клиентов хеджфондовцу и тоже миллиардеру Стивену Коэну.

— Какого Модильяни? — заинтересовался Рыболовлев.

— «Nu Couche au Coussin Blen» («Обнаженная на синей подушке»), — ответил Хеллер, имея в виду одну из самых знаменитых картин-ню великого художника.

— Какова была ее продажная цена? — спросил Рыболовлев.

На следующий день Хеллер, справившись у Коена, ответил Рыболовлеву, что Коэн заплатил за Модильяни $93 млн. Высокая цена смутила россиянина из Монако. Оказывается, он купил картину у Коена за $118 млн, переплатив за нее 20 млн.

В начале января этого года Рыболовлев возбудил дело против дилера Ива Бувье, швейцарского бизнесмена и его многолетнего дилера. Дело попало в руки генерального прокурора Монако. Бувье обвинялся в подлогах и подделках. В феврале Бувье был арестован в Монако за мошенничество и за отмывание денег. Сейчас он выпущен под залог. Через своих адвокатов Бувье отрицает предъявленные ему обвинения и заявляет, что просто имели место «деловые разногласия» с Рыболовлевым и который должен был ему значительную сумму денег. Офис прокурора не пожелал дать никакого объяснения.

Дело о картине Модильяни всколыхнуло весь европейский мир искусства. Ведь в нем были замешаны российский олигарх, и швейцарский дилер, который надзирает над целыми «захоронениями» произведений искусства от Сингапура до Люксембурга. Но это дело характерно еще и тем, что позволяет заглянуть за кулисы того, как взвинчиваются цены на приватном рынке искусств. В общем это дело заставило всполошиться богатых коллекционеров, которые стали требовать дальнейших разоблачений. В передрягу была втянута немецкая консультантка Хельге Ахенбах, которую недавно приговорили к шести годам заключения за то, что она обобрала богатое семейство Альбрехтов, нелегально завышая цены на произведения искусства.

«Это 60-миллиардный рынок, на котором вы не найдете ни реальных цен, ни реальных владельцев, ни реальных продавцов и покупателей», — цитирует «Нью-Йорк Таймс» Стива Томаса, главу дома «Irell & Manella», который часто представляет интересы богатых коллекционеров. «Но с повышением цен множатся и судебные дела, и коллекционеры узнают о том, что происходит за кулисами», — добавляет он…

Более десяти лет назад Рыболовлев начал покупать шедевры живописи у Бувье. Рыболовлев знаменит своими гигантскими семейными сделками — покупкой острова в Греции и пентхауза в Манхэттене для дочери за $88 млн, футбольной команды в Монако и многомиллиардным делом о разводе со своей бывшей женой Еленой.

Пути Рыболовлева и Бувье сошлись в 2003 году. К тому времени Бувье сколотил процветающий бизнес хранения произведений искусства и дорогих вин в так называемых фрипортах — гигантских, безопасных оборудованных контролем за климатом складах. Компания месье Бувье «Natural Le Coultre» один из главных «жильцов» фрипорта в Женеве и владелец большинства фрипортов в Люксембурге и Сингапуре. Фрипорты ценятся высоко богатыми коллекционерами за их безопасность и налоговые выгоды. В последние годы фрипортов, как говорится, прибыло. По подсчетам дилеров, в фрипортах хранятся драгоценности на сотни миллиардов долларов.

Бувье, хорошо знавший где и у кого хранятся главные произведения искусства, тоже стал дилером. За последние десять лет Рыболовлев и два треста на Кипре, которыми владеет его семейство, купили у Бувье 40 произведений искусства, в том числе картины Леонардо да Винчи, Тулуз -Лотрека, Ротко, Климта и Магритта. Их общая цена составляет два миллиарда долларов! Бувье и Рыболовлев стали друзьями, во всяком случае так говорится в жалобе последнего. Бувье бывал на днях рождения Рыболовлева на Гавайях, в Монако и в Нью-Йорке в знаменитом ресторане «Багателль». В отношении приобретения произведений искусства господин Бувье пользовался абсолютным доверием покупателей и был полностью ответственным за проведение обычной верификации, включая цену каждой картины», — говорится в жалобе Рыболовлевых.

Адвокат Бувье Люк Бросоле заявляет, что его клиент «никогда не был другом мистера Рыболовлева, и что их светские встречи были тем, что мы делаем для наших важных клиентов». По словам адвоката, его клиент никогда не выступал в качестве агента или брокера Рыболовлева и был лишь «независимым продавцом». Разница между этими понятиями находится как раз в самой сердцевине дела. Если бы Бувье служил агентом или представителем Рыболовлева, он нес бы на себе куда большую юридическую ответственность, чем в качестве «независимого продавца». В жалобе, обвиняющей Бувье в мошенничестве, Рыболовлев утверждает, что Бувье фальсифицировал документы о продаже с целью сокрытия повышения цены картин. Для каждой продажи Бувье изготовлял обычно две квитанции для Рыболовлева — на продажную цену для картины и еще на комиссионные в два процента.

Однако Рыболовлев утверждает, что Бувье брал себе также существенную долю от цены продажи. Так в случае с той же картиной Модильяни по словам Рыболовлева «Бувье секретно снял с цены еще по крайней мере 18 млн». И это плюс к комиссионным в 2.36 млн. Кроме того дилер Коэна по этой трансакции некий Писсаро также получил комиссионные в $4 млн.

Как сообщает американское издание, фонд семьи Рыболовлева купил картину Леонардо да Винчи «Сальватор Мунди» через Бувье за $127,5 млн в 2013 году. Однако позже Рыболовлев обнаружил, что продавец картины получил 75-80 млн.

Бувье не знал о жалобе Рыболовлева и о расследовании полиции. В Монако отдельные личности или компании могут подавать жалобы в суд, которые затем передаются полиции для расследования и возможного привлечения к ответственности. Через несколько недель после того как Рыболовлев подал жалобу он пригласил Бувье на встречу в своем домашнем офисе в Монако якобы для того, чтобы обсудить вопрос о приобретении Ротко. Но в действительности это была западня. Когда Бувье приехал его ждали восемь полицейских на улице. Он содержался в тюрьме пока не внес залог в 10 млн евро.

В жалобе адвокаты Рыболовлева утверждают, что он и его семья предпочли подать в суд вместо того, чтобы устроить конфронтацию с Бувье потому, что жалоба была более эффективной.

Адвокаты Бувье утверждают, что Рыболовлев подал жалобу с целью избежать платежей, которые «составляют десятки миллионов долларов» лишь за картину Ротко, которую фонд семейства Рыболовлева приобрел за 140 миллионов долларов в 2014 году. Семейство Рыболовлева утверждает, что согласно договору за Ротко предусматривались платежи частями, так что никакой просрочки быть не могло.

По словам адвоката Бросоле, Рыболовлев опытный и изощренный коллекционер, который называет себя «советником по искусству», а посему «должен быть полностью информированным о рынке произведений искусства». Если он считал, что цены за картины были слишком завышены, то он просто мог отказаться от их покупки, а посему, мол, доля Бувье не имеет никакого значения.

Посмотрим, что скажет на это суд Монако.

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру