Учебные заведения отчитываются по 15 тыс позиций в год

Но часть отчетов школа придумывает сама

Бюрократический вал, обрушившийся в последние годы на образование, чудовищно высок. Это знают все. Однако винить во всем зловредных чиновников несправедливо. Существенную часть замучившей учителя отчетности, как выяснилось на вчерашнем заседании Совета по образованию и науке при спикере Госдумы Сергее Нарышкине, придумывают сами школы.

Но часть отчетов школа придумывает сама

Статистика, оглашенная главой комитета Госдумы по образованию Вячеславом Никоновым, ужасна. Каждое учебное заведение России сдает в разные инстанции в среднем по 300 отчетов в год — больше, чем рабочих дней, и отчитывается по 15 тыс. показателей. Более 80% этой работы делают педагогические работники.

Особенно мучительны разовые запросы. Например, по воспитательному или спортивному мероприятию с градацией участников по самым немыслимым категориями. Или сбор дублирующейся информации по успеваемости, посещаемости, заболеваемости за год, полугодие, четверть. Из новшеств можно упомянуть мониторинг целевых показателей, установленных президентом - например, по оплате труда. Но тут хотя бы понятно, за что мучаешься. А кому нужны данныео доле обучающихся, имеющих возможность пользоваться библиотеками с контролируемой распечаткой материалов? Но ведь запросили же их какие-то чудаки. А учебные заведения корячились, заполняя присланные формы.

Уменьшить бумагооборот в образовании надеялись с переходом на электронную отчетность. Но получилось не как лучше, а как всегда: поток отчетности удвоился и даже утроился, ибо кроме бумажных отчетов чиновники стали требовать и электронные. А до кучи — и их распечатки. Здесь, кстати, есть рациональное зерно.

Отдельная беда — проверки учебных заведений всеми, кому не дель. Иногда — по несколько штук в один день. И новое бумаготворчество в этой связи. Ведь учредитель за несдачу затребованного отчета может уволить директора школы без объяснения причин, а пожарные выписать огромный штраф, сумму которого придется где-то изыскивать». Не удивительно, по словам Никонова, что «во всех образовательных учреждениях стоит вой вселенский». Удивительно другое: как при таком раскладе они умудряются хоть как-то учить детей.

Думцы предлагают в основу отчетности положить открытый доступ к данным Минобрнауки и Росстата (на сегодняшний день они закрыты). А все прочее брать с сайтов учебных заведений, которые обязаны иметь все.

Но как быть с другой проблемой? Существенная часть отчетов, по словам бывшего учителя, а ныне председателя комиссии Мосгордумы по образованию Антона Молева, придумывается самой школой: «Например, для обоснования выплаты стимулирующей части зарплаты. Или для подтверждения борьбы школы за повышение качества образования». Что придумать тут?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26790 от 16 апреля 2015

Заголовок в газете: Учителей отчитали за отчеты