Рейд ГИБДД: новые правила оформления мелких ДТП применить невозможно

Водители боятся оформить всё не так, а автоинспекторы не знают, как их правильно штрафовать

10.07.2015 в 15:57, просмотров: 11650

С 1 июля в России вступили в силу поправки в ПДД, согласно которым участники мелких аварий обязаны самостоятельно убирать свои машины с места аварии, не дожидаясь автоинспекторов. Эта инициатива, с одной стороны, призвана стимулировать автомобилистов самостоятельно оформлять ДТП, а с другой – избавить столицу от «пробок». Однако, знают ли о законодательных новшествах сами водители, и готовы ли они сегодня обходиться без помощи экипажей ДПС, «оформляя» аварию? Чтобы выяснить это, в рейд с дорожными полицейскими отправился корреспондент «МК». Ответ, увы, отрицательный: заторов меньше не стало, а водители по-прежнему надеются на доброго дядю с жезлом.

Рейд ГИБДД: новые правила оформления мелких ДТП применить невозможно

Утро четверга я встречаю в патрульной машине ГИБДД по Северо-Восточному округу. Мы вместе с Ильясом - сотрудником «дорожной полиции» - следим за переговорами по рации: ищем любые мелкие ДТП на северо-востоке столицы. Спустя 10 минут тишины в эфире нам везет - в отличие от водителей кареты «Скорой помощи» и джипа «Lexus»: они не смогли разъехаться на пересечении Заповедной улицы и проезда Дежнёва.

- По новым поправкам в ПДД, вступившим в силу с 1 июля, водители после мелкой аварии в любом случае должны освободить проезжую часть, - объясняет по пути Ильяс. - При этом у них есть три возможных пути. Первый — самый легкий: если повреждения у машин небольшие, автомобилисты, чтобы не терять время, готовы возместить друг другу ущерб тут же, на месте. Водители отгоняют машины к обочине, рассчитываются и разъезжаются, довольные друг другом. Второй путь — сложнее: версии обоих водителей о том, как произошло ДТП, совпадают — однако, возместить друг другу ущерб на месте они не могут. Допустим, кошелек дома забыли. В этом случае, они самостоятельно фиксируют место аварии либо на фото, либо делают зарисовку, после чего отгоняют машины к обочине, и описывают ДТП. С этой бумагой затем они самостоятельно едут на ближайший пост ДПС, и там «оформляют» аварию. Наконец, третий вариант — самый сложный: у каждого из участников мелкой аварии есть свое мнение на тот счет, как она случилась. В такой ситуации по новым правилам водители должны позвонить сотруднику ГИБДД и выслушать его инструкции по дальнейшим действиям. Но и в этом случае алгоритм «оформил Европротокол — убрал машину с дороги» сохраняется.

Считанные минуты - и мы на месте аварии. Какой там Европротокол! Что «Скорая» (к счастью, без пациентов), что «Lexus» как стояли, так и стоят посреди дороги. С обоих сторон растянулась «пробка» Причем серьезных повреждений у машин нет - так, царапины (степень повреждения машин очень важна при самостоятельном оформлении ДТП, поскольку лимит выплат по Европротоколу составляет всего 50 тысяч рублей).

- Вы про новые правила ПДД знаете? - спрашиваю я у водителя «Скорой», мужчины лет сорока, - машину с проезжей части по ним убрать надо бы...

- А куда я ее отгоню?! - возмущается он в ответ, - тут кругом или знаки запрещающие, или мест нет. Не вариант вообще...

Впрочем, у водителя джипа «Lexus», как оказалось, свой взгляд на происходящее:

- Да я ему предлагал все самим оформить! - говорит он про своего оппонента, - но тот, зараза, отказывается...

- Ну в таком случае вы должны звонить в ГИБДД, получать инструкции, и машины с дороги в любом случае убрать!

- Да вы что, ПДД не читали?! Я по закону машину с места аварии даже сдвинуть не могу, - возмущается автомобилист, явно не знающий про последние законодательные ноу-хау.

Несмотря на разногласия, обоих водителей объединяет одно: новые законодательные нормы они все-таки нарушают, ведь ДТП по всем признакам мелкое, а свои транспортные средства они с дороги не убрали. По идее, за это им полагается штраф - вот только Ильяс его выписывать не спешит.

- Оштрафовать таких автомобилистов в принципе можно на тысячу рублей по статье 12.27 КоАП РФ «Невыполнение обязанностей в связи с ДТП», - говорит дорожный полицейский, - но есть несколько моментов.

Об этих моментах упоминали нам и водители. Во-первых, сегодня на законодательном уровне не прописано, что водители должны считать мелким ущербом. Они же его размер не могут на глаз определить! Значит, и оштрафовать нарушителей невозможно. Во-вторых, законодатели не установили срок, за который машины после аварии нужно убирать с проезжей части. Вот наткнется экипаж ДПС на автомобилистов, перегородивших дорогу - и те естественно скажут, что они, мол, в процессе оформления. И тогда дорожным полицейским ничего не останется, как оказать им помощь, а фактически - «оформить» аварию.

Следующее ДТП на нашем рейде - столкновение фургона Volkswagen и седана Ford Focus на дублере Ярославского шоссе. Когда мы с Ильясом оказываемся на месте аварии, ее уже оформляет инспектор ГИБДД, а машины стоят на обочине.

- Мы даже не успели познакомиться, как приехал инспектор, - оправдывается один из водителей, - машины с дороги мы убрали по его команде.

- А если бы он не приехал, оформили бы сами по Европротоколу? - спрашиваю я.

- Не уверен...Я слышал, что если допустить в нем хотя бы одну ошибку, то деньги страховая не выплатит. Как им правильно пользоваться, я толком не знаю - и рисковать не хочу. Да и моя машина застрахована по КАСКО - и я много раз слышал, что сами страховщики требуют вызывать на место любого ДТП дорожных полицейских, и Европротокол очень не любят.

Впрочем, по словам Ильяса, сотрудники ГИБДД СВАО информируют всех обращающихся к ним водителей о том, что с мелкими авариями они должны разбираться самостоятельно, а если нужно — рассказывают, как правильно оформить протокол. Другое дело, что автомобилисты просто боятся.

На Радужной улице грустно мигает «аварийкой» Volvo с поцарапанным бампером. Второго участника ДТП рядом не наблюдается.

- Что мне делать — ума не приложу, - говорит молодой водитель машины и разводит руками. - Женщина на седане Mercedes передо мной сдавала задним ходом, и врезалась в меня. Потом сказала, что ей нужно к дочери в роддом — и пбкувально улетела, пообещав вернуться, как Карлсон. Никаких фотографий я сделать не успел, ничего не записал — поэтому и с дороги уехать не могу, хотя знаю, что нужно. Но как я оформлю европротокол без второго участника ДТП?

Истории всех водителей, с которыми я успел пообщаться во время рейда, говорят об одном: поправки в ПДД, вступившие в силу с 1 июля, сегодня толком не работают. И чтобы водители действительно начали оформлять мелкие аварии самостоятельно, законотворцам предстоит проделать немало работы, а автомобилистам — побороть свои страхи перед законодательными новшествами.

Петр ШКУМАТОВ, координатор движения «Общество синих ведерок»: «У новых правил ПДД есть огромное количество подводных камней. Во-первых, представим — случилось ДТП, водители с тем, как оно произошло, согласны. Фотографии сделали, описание составили — и едут на ближайший пост ДПС. И тут один из автомобилистов, который до этого признал себя виновным, резко меняет свое мнение — мол, я не причем. Конечно, вроде как есть фотографии места ДТП, его описание...Но тут вступает в игру второй подводный камень: ГИБДД их может не принять. Дело в том, что инспектор ДПС на месте аварии всегда строго фиксирует положение автомобилей, замеряя расстояние от них до бордюрного камня. А на фотографиях, сделанных на плохую камеру дешевого «мобильника», понять, кто, где, и как стоит на дороге зачастую не всегда возможно — какое уж тут расстояние! Вот и получается, что по вашим фото и описанию установить виновника аварии невозможно, — идите в суд. Обращения о таких фактах от автомобилистов ко мне уже были. И надо понимать, что судебная тяжба будет стоить куда дороже, чем сам ущерб от ДТП».