Архитектор Чобан: «Моей инсталляцией на «Архстоянии» могла бы стать хорошая дорога»

Веер для загара

02.08.2015 в 17:11, просмотров: 4879

В воскресенье закончился 10-й юбилейный фестиваль ленд-арта «Архстояние» в Калужской области. Гости приезжают сюда, чтобы отдохнуть от городской суеты в диких лугах и лесах, почувствовать гармонию через природу, музыку, замысловатые архитектурные объекты.

Архитектор Чобан: «Моей инсталляцией на «Архстоянии» могла бы стать хорошая дорога»
Остановка «Бельведер Звизжский».

В этом году организаторы фестиваля подарили посетителям новые впечатления: показали колорит русской глубинки, в данном случае деревни Звизжи. И заодно помогли местным жителям: представили их ремесла, продукты и, конечно же, украсили деревню новыми скульптурами и инсталляциями. Какие объекты теперь входят в выставочный фонд Никола-Ленивца, достигнута ли задача юбилейного «Архстояния» и есть ли будущее у глухих бедных деревень в России — узнала корреспондент «МК».

Кроме своеобразного пропускного пункта, кафешек и кемпингов теперь в деревне Звизжи есть новые арт-объекты. На несколько дней Звизжи стали сердцем фестиваля и теперь могут гордиться своими произведениями современного искусства.

Особенностью скульптур «Архстояния» в деревне Звизжи является их утилитарность. На «Вселенский разум», «Ленивый зиккурат» можно бесконечно смотреть, ползать по ним и фотографироваться внутри. Но насколько они функциональны? Для «Архстояния-2015» архитекторы создавали объекты, которые будут интересны не только гостям фестиваля, но и полезны местным жителям.

Первый арт-объект виден издалека. Так и должно быть, ведь это въездной знак в деревню. Творение известного архитектора Сергея Чобана. Высоченная серая колонна (именно так выглядит дорожный знак) одиноко стоит посреди поля и обозначает въезд в деревню. Казалось бы, что здесь удивительного. Всего лишь угрюмый столб. Но внутри колонны расположился Музей сельского труда. На стенах висят известные всем изделия: веретена, лопаты, кочерги. Сверху льется мягкий естественный свет из круглого окна, горят фонарики. Интерьер получился камерным, уютным. Внутри колонны создается ощущение, что ты один во всем мире, вокруг только тишина и спокойствие.

— Колонна вырастает из картофельного поля, символизируя основу сельской жизни — землю. А внутри павильон — Музей сельского труда. Очень поэтичное пространство. Я создал своеобразную часовню, чтобы люди могли здесь уединиться, о чем-то подумать, — рассказывает о своем проекте Сергей Чобан.

Кстати, картофельное поле цветет здесь не случайно. Николай Полисский решил, что необходимо прикоснуться к сельской земле своими руками, раз идея фестиваля — вдохнуть новую жизнь в русские глубинки. С командой «Архстояния» он посадил картошку, среди которой вырос объект Сергей Чобана: символ земли-матушки, непоколебимого русского духа, стремления ввысь.

фото: Алёна Шарикова
«Звизжи—Париж».

Правда, деревенский акрополь, как называет музей его автор, получился далеко не идеальным. Если присмотреться, то колонна кривая. Столб неровный, а верхушка (капитель) лежит несимметрично к основанию.

— В этом вся прелесть народного зодчества — мы стараемся сделать прямо, а получается криво, — оправдывает колонну Сергей Чобан.

— Сергей, нравится ли вам российская глушь или по душе европейские пейзажи и архитектура?

— Конечно, нравится. Наши изящные церкви, деревенские дома очень меня вдохновляют. Это уникальная архитектура. Вот только с дорогами надо что-то делать... Если бы я знал раньше, как тяжело добраться до Звизжей, то моей инсталляцией были бы триста метров хорошей дороги, — смеется Сергей Чобан.

Если есть дорога, въездной знак, то где-то поблизости — остановка. Следующий арт-объект фестиваля под названием «Бельведер Звизжский». Спроектировал его архитектор и дизайнер Алексей Козырь. Обыкновенная невзрачная остановка превратилась в настоящее произведение искусства. Сделана она, правда, из цистерны для муки. Но автор поясняет свой выбор. Алексея Козыря вдохновил философ Диоген Синопский, который отказался от материальных благ и жил в бочке из-под вина. Архитектор предлагает жителям и гостям деревни отвлечься от мирского и подумать о вечном, сидя на остановке.

фото: Алёна Шарикова
Вход в Дом культуры.

Своеобразный треугольник арт-объектов в деревне Звизжи вершит скульптура Николая Полисского «Сельпо». Бывшие магазин и столовая с протекающей крышей превратились в замысловатое произведение со смотровой площадкой наверху. Материал известный — дерево. Небольшие бруски нанизаны на железные штыри, как шашлык. Можно приложить и свою руку к искусству — покрутить деревяшки и установить их как душе угодно.

— У каждого жителя что-то связано с этим местом. Кто-то селедку покупал, кто-то продавщицей работал, кто-то поваром. Лет пять мне хотелось спасти эту разруху, сделать символом современной деревни, а не разрушенной жизни. И чудо произошло. Я превратил страшную руину в храм искусства, — признается автор «Сельпо» и основатель фестиваля Николай Полисский.

Одно «но». Скульптуру-то недостроили. При посетителях паренек-рабочий лазил по деревяшкам, что-то подкручивал и привинчивал. «Материалы от прошлых проектов, денег нет, вот и не удалось закончить вовремя», — объясняет Николай Полисский.

– Есть какой-то функционал у «Сельпо»?

— Нет. У искусства в принципе нет функции. Хотя можете от дождя спрятаться.

Последний арт-объект, который все-таки несет небольшой функционал, — Дом культуры. Молодые архитекторы Валерий Лизунов и Екатерина Агеева изменили вход в здание.

 — Мы хотели придать монументальный вид этой постройке. Ведь это не обычное сельское здание, а Дом культуры. Идея проста: за основу мы взяли букву «П» и прямые деревянные доски стали поворачивать. Получился красивый веер, который укрывает от непогоды, а дети по нему уже бегают, прыгают, загорают на нем, — делится результатом Валерий Лизунов.

Ракушка, как называют вход авторы, бросается в глаза издалека, выглядит действительно масштабно и интересно. Только обшарпанное здание Дома культуры с отвалившейся надписью резонирует с высокой воздушной конструкцией молодых архитекторов. Его бы кто отремонтировал.

На этом арт-объекты «Архстояния-2015», к сожалению, закончились. На улице еще стоял Международный сельский магазин художниц Антье Шифферс и Вапке Феенстра, Ляля Ваганова раскрасила стены школы, котельной и Дома культуры. Честно говоря, не очень впечатляет. Инсталляции в Никола-Ленивце поражают воображение сильнее. Большие надежды я возлагала на проект «Звизжи — Париж». Велосипед-тандем расположился около Дома культуры. Окружали его внушительные колонны и множество спутанных проводов. Вся эта конструкция должна была перенести меня из русской глубинки к Эйфелевой башне. Я должна была только сесть, закрутить педали и слушать звуки парижских улочек.

— Поломался, — огорчил меня прохожий.

— Уже?

— Ну да. Если он вообще работал.

Правда, развлечения не заканчивались сломанным велосипедом. В юбилейный год «Архстояние» сделало большой акцент на музыке и новых звуковых перформансах. Танцевальные сеты в «Ротонде» длились по семь часов, а на других саунд-площадках молодые артисты из России, Швеции и Франции озвучивали пейзажи, которые их окружают, с помощью различных инструментов и пультов.

За Домом культуры развернулся шатер-лекторий. Интересные спикеры, которые преобразовывают российские деревни, делились своим опытом. Организаторы рассказали, почему же в этом году они решили обратить внимание на деревни.

 — Все просто. Основным толчком стал экономический кризис. Деревням и так тяжело в условиях информационного общества, а когда накладываются экономические проблемы, им еще труднее выжить. Мы решили, что способны помочь им. Позвали профессионалов и меняем деревни посредством искусства, — пояснил куратор «Архстояния» Антон Кочуркин.

Но Николай Полисский признался, что местному населению не хватает мотивации. Они привыкли растить картошку, доить коров, воспитывать внуков и не думают о том, как изменить свою жизнь. Молодежь все равно распивает горячительные напитки на остановке, несмотря на то, что она превратилась в настоящее произведение искусства. Взрослые не могут двух слов связать, когда спросишь, нравятся ли им объекты, помогает ли им фестиваль.