Из-за курса доллара россияне перестали покупать бытовую технику

«Нереальный» ажиотаж оказался фантазией

Российские продавцы бытовой и электронной техники буквально кричат об очередном ажиотаже среди населения. По их словам, граждане начали скупать товары почти такими же темпами, как в декабре прошлого года. Подтолкнуло россиян к якобы набегу в магазины падение рубля. Однако, как выяснили корреспонденты «МК», ни о каком буме речи не идет.

«Нереальный» ажиотаж оказался фантазией
«Ажиотаж» августа 2015-го...

На полках магазинов по-прежнему стоят новенькие телевизоры и ноутбуки в ожидании покупателей. Как поясняют эксперты, россияне сейчас если и приобретают товары, то только в преддверии нового учебного года. Причем они стараются уложиться в минимум. Аппетиты населения сдерживают «худеющие» день ото дня кошельки. По данным Росстата, с начала этого года реальные располагаемые доходы граждан сократились на 2,9%.

Как утверждает ряд ритейлеров, россияне опять начали активно скупать бытовую и электронную технику. «Прирост продаж с понедельника в нашем интернет-магазине по сравнению с прошлой неделей составляет 80%. По сравнению с прошлым годом — 240%», — сообщили «МК» в пресс-службе одного российского магазина.

Торговцы объясняют нынешний спрос на товары с очередной девальвацией рубля. По их словам, у наших соотечественников уже стало традицией закупаться техникой впрок, тем самым страхуя себя от будущего повышения цен.

Действительно ли россияне готовы потратить все свои сбережения на технику, решили выяснить корреспонденты «МК» и посетили несколько крупных магазинов по продаже бытовой техники и электроники. Прямо скажем, в торговых залах и павильонах немноголюдно: продавцов больше, чем посетителей.

«По сути дела, продажи падают с января, — говорит продавец-менеджер Аркадий. — Летом отрицательная динамика немного замедлилась, но погоды это все равно не сделает. Пожалуй, только смартфоны народ покупает, но не премиум-сегмента. В основном китайские или южнокорейские».

«И это несмотря на то, что с мая-июня ценники мы не меняли, — продолжает другой продавец, Владимир. — Осенью повышение будет, но небольшое — не более 10%. В меньшей степени подрастет стоимость техники, собираемой в России. Это довольно внушительная доля: 95% стиральных машин, 92% телевизоров, 80% холодильников, более 60% микроволновых печей. Однако ценообразующие комплектующие (компрессоры, электродвигатели и т.д.) импортируются из-за рубежа и часто покупаются за валюту. Больше подорожают планшеты, фото- и видеокамеры, автомагнитолы, мелкая бытовая кухонная техника (миксеры, блендеры), фены, бритвы. Этот сегмент у нас вообще не производится».

Так, в I полугодии 2015 года продажи бытовой техники упали более чем на 35% в физическом выражении. Всех больше пострадали телевизоры: падение составило 40%.

Естественно, после такого исхода ритейлерам необходимо искать дополнительные стимулы, чтобы пробудить потребительский спрос. И что может быть лучше, чем бросить клич о грядущем повышении цен на бытовую технику и электронику. Тем более и момент удобный: рубль, как в декабре 2014 года, опять сильно девальвирован. Почему бы гражданам не начать избавляться от теряющих вес рублей.

Ни о каком буме скупки бытовой техники речь не идет

Ни о каком буме скупки бытовой техники речь не идет

Смотрите фотогалерею по теме

Но разница все-таки есть. Сейчас россияне уже адаптированы к кризису: тот, кто хотел себе что-либо купить, сделал это.

Поэтому, как поясняют эксперты, нынешний спрос на бытовую и электронную технику объясняется лишь сезонным фактором. «Если сейчас в торговых точках и наблюдается некоторое оживление, его нельзя назвать ажиотажем. Просто в дело вмешался сезонный фактор. Люди возвращаются из отпусков, готовятся к началу учебного года и, да, возможно, просто пытаются совершить ранее запланированные покупки, пока цены не успели отреагировать на изменение курса доллара, — поясняет «МК» аналитик ГК Forex Club Ирина Рогова. — Безусловно, очередное падение рубля не могло не сказаться на поведении граждан. Так, только за последний месяц рубль ослаб на 9%». Однако наученные горьким опытом прошлого года россияне теперь стараются приобретать товары по мере необходимости. И уже не поддаются так называемому потребительскому психозу.

Напомним, в декабре 2014 года на фоне девальвации рубля население сметало с полок магазинов буквально все. Однако, как только товар покидал стены торговой точки, его цена сразу падала на 5–10%. «Следовательно, россияне поняли, что это плохой способ сохранить свои сбережения», — продолжает Рогова.

Кроме того, как отмечает эксперт, не позволяют гражданам закупиться впрок их падающие доходы. «Население беднеет — и тут не до покупок новых телевизоров или смартфонов. При этом инфляция удерживается на довольно высоком уровне, и ждать существенного падения цен в условиях дешевеющего рубля не приходится. Следовательно, доходы граждан будут и дальше снижаться», — утверждает Рогова.

По словам экспертов, ситуацию с ценами на бытовую и электронную технику могло бы спасти увеличение закупок техники в Китае. Причем в их валюте.

«Товарооборот между Россия и Китаем в национальных валютах будет способствовать укреплению этих валют, а также снизит риски на международных валютных рынках. Этот шаг разумен, особенно в том случае, если Россия будет и дальше активно развивать торговые отношения с Поднебесной. Конечно, мы обрекаем себя на некоторую российско-китайскую зависимость, но это не так страшно. Будет много юаней на российском рынке? Ну и хорошо. Пусть лучше будут юани, чем доллары», — считает управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков.

Анекдот дня

Акция! Кто не успел в конце декабря 2014 года купить бытовую технику,

в середине августа

2015-го бегом за стиральным порошком!!!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26897 от 28 августа 2015

Заголовок в газете: «Нереальный» бытовой ажиотаж

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру