Facebook хранит подозрительное молчание про закон о персональных данных

Большинство интернет-компаний к его вступлению в силу с 1 сентября подготовиться не успели

1 сентября в России начали работать новые правила хранения персональных данных российских интернет-пользователей. Сетевые компании, работающие с информацией о жителях РФ, должны хранить её на серверах на территории страны. Отрасль спокойна после разъяснений от профильных ведомств, хотя некоторые моменты правоприменения остаются неочевидными. В однозначном выигрыше от 242-ФЗ остаются провайдеры дата-центров. 

Большинство интернет-компаний к его вступлению в силу с 1 сентября  подготовиться не успели

ФЗ №242 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях" был принят Думой и подписан президентом в июле прошлого года.

Согласно поправкам в ряд федеральных законов, сайты, работающие с персональными данными россиян, должны хранить и обрабатывать эту информацию через дата-центры, находящиеся на территории страны. Персональными данными в поправках считается любая информация, относящаяся к физлицу.

Следить за соблюдением закона поручено Роскомнадзору. Именно он будет составлять реестр нарушителей новых правил, отдавать распоряжение на их блокировку в России, а также разблокировать ресурсы по решению суда или по сообщению об устранении нарушения.

Исключения из закона есть для иностранных посольств и авиаперевозчиков, поскольку их деятельность подпадает под международное право. Кроме того, согласно самому новому закону о персональных данных, хранить их в Россия не обязаны системы бронирования, средства массовой информации. Кроме того, руководитель Роскмонадзора Александр Жаров заявлял, что трансграничная передача данных допустима, но храниться они должны в РФ. Копию информации можно временно хранить за рубежом в таких случаях, как отдых или лечение за границей, разъяснял глава ведомства.

На вступивший в силу закон оптимистично смотрит Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК). По её мнению, для российских пользователей ничего не изменится, даже при покупках в зарубежных интернет-магазинах. Эксперты связывают это с предположением о том, что закон будет соблюдаться по территориальному принципу — то есть распространяться только на российские юридические лица и зарегистрированные здесь представительства иностранных компаний. При этом в РАЭК не исключают, что закон будет толковаться шире в отдельных случаях.

Более того, РАЭК представляет так же оптимистично реакцию отрасли, которая поначалу была недовольна финансовыми и техническими трудностями выполнения закона, а также неточностями формулировок и отсутствием подзаконных актов. В июле ассоциация анонимно опросила 40 российских и иностранных интернет-компаний. Выяснило, что 54% фирм полностью готовы соблюдать новый закон, а 27% готовятся, хоть и не успеют к 1 сентября. О полной неготовности сообщала только пятая часть респондентов (19%).

Однако на поверку доля подготовившихся к новому закону интернет-компаний оказалась значительно меньше. Компании "Телеком Биржа" и 42Future провели исследование рынка центров обработки данных (ЦОД), сообщает сегодня газета "Коммерсантъ". Из него выяснилось, что в среднем только 10% клиентов каждого из двадцати крупнейших росссийских провайдеров дата-центров успели перенести свои данные на территорию страны. Заказчики при ээто имеют высокий интерес к соблюдению закона — процесс затормаживает непонимание компаний, как изменить техническую инфраструктуру и бизнес-процессы.

Между тем, российский рынок ЦОД — главный бенефициар нового закона. Как пишет газета со ссылкой на iKS-Consulting, уже в 2014 году объём отрасли вырос почти на 30%, до 11,9 миллиардов рублей.

Тем не менее, закон выполнять намерены многие участники отрасли, в том числе и зарубежные. Среди них российские "ВКонтакте", "Яндекс", Mail.RU Group, Rambler%Co, китайские AliExpress и Lenovo, южнокорейская Samsung, Booking.com, сайт аукционов eBay и платёжная система PayPal. Как отметил глава российского отделения последней в комментарии "Интерфаксу", ясность в действие законов помогли внести разъясняющие письма Роскомнадзора и Минкомсвязи.

Некоторые из крупнейших международных ресурсов при этом пока хранят подозрительное молчание. В частности, Facebook и Google получили "исчерпывающую информацию" о правопримнении, рассказaл агентству пресс-секретарь Роскомнадзора, но пока ни одна из компаний не озвучила официальную позицию. Ранее в прессу просочились слухи о том, что Facebook встала в жёсткую оппозицию перед законом, а, значит, соцсеть может быть заблокирована в России, но надзорное ведомство опровергло оба утверждения. В Роскмонадзоре говорят, что раз эти компании не будут проходить в 2015 году плановых проверок, они могут работать в обычном режиме — если только ведомство не решит провести внеплановую.

Это касается большинства интернет-компаний, по тем или иным причинам не успевших удовлетворить условиям закона. До конца нынешнего года Роскомнадзор намерен проверить только 317 компаний — это меньше процента от всех компаний, работающих с персональными данными россиян, пишет агентство. Причём сами проверки будут носить документарный характер.

Однако что ждёт компании в следующем году, становится не так очевидно. О планах проверок на следующий год пока не сообщается, а Роскомнадзор надеется в скором времени получить право на самостоятельную инициацию внеплановых проверок. Ведомство рассчитывает их начинать по обращениям граждан и организаций. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру